Россия / Чечня / 08 ноябрь 2020

К истории грузино-абхазских отношений. Воспоминания Валерия Чхеидзе

Сегодня я хочу ознакомить вас с содержанием одного очень интересного грузинского сайта, функционирующего под названием «Грузия и мир», который имеет, как русскую, так и грузинскую, а также английскую версию.

По данным сайта inosmi.ru, газету «Грузия и мир» и её интернет-издание www.geworld.ge основал Тарас Гагнидзе, которому принадлежит ООО «Историческое наследие». Данная организация с офисом в Тбилиси зарегистрирована в государственном реестре Грузии 28 января 2009 года. Согласно сайту inosmi.ru, «президент России Дмитрий Медведев приветствовал инициативу создания «Исторического наследия». С момента создания geworld.ge членом-учредителем общественного совета «Историческое наследие» является политолог Александр Чачия, который, был награждён Орденом Президента России в июле 2008 года за большой вклад в дружбу и сотрудничество с Российской Федерацией».

К истории грузино-абхазских отношений. Воспоминания Валерия Чхеидзе

Главным редактором данного СМИ является Ираклий Тодуа, член Совета Творческого Союза журналистов Грузии. С Тодуа в связке находятся редакторы «Асавал-Дасавали», GeorgianTimes, телекомпании «Новая Грузия» и другие. Ресурс geworld.ge – это грузинский сайт, посвящённый Великой Отечественной войне. На главной странице сайта, на самом верху, красуется советский орден Отечественной войны с георгиевской лентой.

У грузин неоднозначное отношение к данному сайту. Подавляющее большинство грузинского населения относится к нему отрицательно из-за пророссийского отношения его создателей, рекламирования георгиевской ленты, антизападной и гомофобной редакционной политики. Но, как известно, какую бы политику не вели грузины, критикуемые большинством своего же населения, в отношении Абхазии и абхазского народа их политика остаётся неизменной. Единственное, чего стоит ждать, если сайт критикуется этим самым большинством, так это чуть больше объективности по вопросам грузино-абхазских отношений.

Для начала ознакомимся со статьёй «Абхазия, ты боль наша!», появившейся в свет 10 октября 2017 года и представляющей собою беседу с бывшим руководителем департамента государственной охраны Грузии генерал-лейтенантом Валерием Чхеидзе. Данная публикация ознакомит всех нас «со скрытыми по сей день от широкой общественности сторонами известных событий, получивших развитие в новейшей истории Грузии».

Начав читать текст данной беседы, меня прежде всего интересовало... Со дня освобождения Абхазии от войск Госсовета Грузии прошло 27 лет. Это период смены одного поколения людей, но смогли ли грузины сделать вывод из всего того, что случилось? Будут ли они и далее так себя вести? И что же ждать от них в будущем?

Как бы отвечая на эти мысли и вопросы, Валерий Чхеидзе отвечает: «У нас, грузин, никак не получается хотя бы на время отодвинуть в сторону вопросы, типа «Кто начал первым?», «Кто во всём виноват?». А ведь давно уже пора побороть эмоции, отказаться от истёршихся клише и стереотипов и попробовать спокойно разобраться, где, по чьей вине в период совместного проживания с абхазами мы, грузины, допустили ошибку».

Интересное начало, не правда ли? Продолжаем читать беседу…

«Волнения среди абхазов, – сказал в беседе с журналистом сайта «Грузия и мир» Валерий Чхеидзе, – давали о себе знать ещё в 20-30 годы прошлого века. Они периодически повторялись после смерти Сталина: в 1958, 1978, 1989 годы. Последнее выступление выделялось особой остротой. Проблемы не возникают из воздуха. Как говорится, на пустом месте и трава не растёт».

В 1978 году Чхеидзе в качестве офицера госбезопасности присутствовал на совещании в КГБ Грузии, где «присутствующим было объявлено, что из Сухуми поступило тревожное сообщение»: «Одна из групп представителей местной интеллигенции – писатели, артисты, художники – перекрыла улицы города и провела митинг, на котором было выдвинуто требование о выходе из состава Грузинской Советской Социалистической Республики».

[img]"[/img]

Перед комитетчиками была поставлена задача: «выявить главарей беспорядков и провести с ними соответствующую работу». Сказав это, Валерий Чхеидзе вспомнил, как в марте 1956 года, в Тбилиси, на набережной у памятника Сталину, собралась молодёжь, протестующая против начатой Хрущёвым кампании по разоблачению «культа личности» Сталина. «Мирное шествие, продвигавшееся от центра города, – заявил Чхеидзе, – было хладнокровно расстреляно из пулемётов военнослужащими так называемого «восьмого» полка. Погибли сотни молодых людей». И тогда, по его словам, Никита Хрущёв строго пригрозил грузинам, мол, если они не угомонятся, то он отберёт у них Абхазию.

В общем, как и подавляющее большинство грузин, Чхеидзе делает неправильный вывод. Он считает, что именно у Хрущёва им, грузинам, следует искать истоки обострения антигрузинского настроя в Абхазии».

Не перестаю удивляться наивности многих грузин. Значит, в том, что абхазы выступали против них, виноваты не грузины, а Хрущёв. Ей-богу, смешно. Смешно и грустно осознавать, что, сколько бы лет не прошло, наши оппоненты не меняются. Их ничего не расшибёт. Они непреклонны в своей «правде», которую воспринимают ничуть не меньше истины в последней инстанции.

То, что грузинские меньшевики устроили абхазам террор в 1918 году, жгли сёла и убивали людей, то, что по воле Сталина и Берия свободная и независимая Абхазская ССР была в начале низведена до уровня договорной, а с 1931 года была понижена до уровня автономной республики, то, что в 1938 году абхазам был навязан алфавит на грузинской графической основе, а в 1944 году были закрыты все абхазские школы, всё это, оказывается, не является поводом для «обострения антигрузинского настроя». К этому можно добавить и грузинизацию абхазской истории с топонимикой, и грузинизацию самой территории Абхазии путём переселения десятков тысяч грузинских семей с территории Грузии в Абхазию, грубейшие нарушения национальной политики и многое другое. Так что Хрущёв тут не при чём. И Путин с Медведевым тоже не при делах. Абхазы вели и ведут свою самостоятельную политику в этом вопросе.

Чхеидзе вспоминает, что из-за своей молодости, в силу присущего его возрасту максимализма, он со своими коллегами «готовы были немедленно отправиться в самый центр сепаратистских беспорядков – село Лыхны». Так он вспоминает об этом 24 года спустя. Но его абхазские коллеги отсоветовали грузинским коллегам так поступать.

Со слов Чхеидзе, руководителем командированных из Тбилиси в Абхазию сотрудников был заместитель председателя Комитета госбезопасности Грузии генерал Шота Зардалишвили. В Гудауте, вспоминает Чхеидзе, «явно ощущался сильный антигрузинский настрой», «Если в Сухуми мятежники ещё как-то старались замаскировать свои цели и устремления, то тут всё лежало на поверхности». «Особенно активничали, – вспоминает генерал, – писатели. В их числе Инал-ипа, Барциц и другие».

Валерий Чхеидзе поделился с читателями сайта «Грузия и мир» одной интересной историей. Как-то в правительственную госдачу прибывают до десяти абхазских старейшин, ветераны войны и труда с орденами и медалями, которые попросили сотрудников поста о встрече с руководством. Им вскоре выслали машину. С делегацией старейшин встретился генерал КГБ Грузинской ССР Алексей Инаури.

«Гости сообщили ему, – вспоминает Чхеидзе, – что пришли по поручению народа и принесли петицию, в которой требуют присоединения Абхазии к Краснодарскому краю Российской Федерации. Инаури был человеком прямым и, не стесняясь, резко их оборвал: – Если не успокоитесь, мы вас присоединим не к Краснодарскому, а к Красноярскому краю. А Красноярский край – это в Сибири. На категорическое требование сепаратистов грузинские власти ответили жёсткой позицией. Никто не собирался бесконечно с ними говорить и спорить. Вместе с тем, руководство учло требования местного населения – Сухумский педагогический институт был преобразован в университет, открыто местное телевещание, урегулированы и другие вопросы».

Интересными мне показались сведения, оглашённые Валерием Чхеидзе, о роли тогдашних «воров в законе» на территории Абхазии. По этому поводу, он, в частности, сообщил: «На первый взгляд, это покажется неожиданным, однако если учесть, что каста эта зарабатывала деньги в ходе курортного сезона, а дестабилизация крайне отрицательно сказалась бы на притоке туристов и отдыхающих, то многое становится понятным. Обострение ситуации никак их не устраивало: они паразитировали на «курортной индустрии», получали со всего «долю» и таким образом и методами пополняли как «общаг», так и свой собственный бюджет». «В 80-е годы, – продолжил генерал, – как мне стало известно, на одном из курортов – в Кисловодске – прошло крупное собрание – воровская сходка, на которой было решено, что братва выступит против гражданской войны не только в Абхазии, но и в масштабах всего черноморского побережья и курортов Северного Кавказа». Из этого Чхеидзе делает интересный вывод: «Оказывается, абхазская война намечалась ещё в 80-е годы, а не в 90-е».

Перед войной в Абхазии Чхеидзе находился в Поти и вместе с другими представителями спецслужб освободил город от восставшего лидера мегрельского движения Лоти Кобалия. Валерия Чхеидзе в это время искал Тенгиз Китовани. Приехав в Зугдиди на чрезвычайное совещание и выслушав докладчика, Чхеидзе понял, что готовится спецоперация гвардейцев на территории Абхазии.

Было решено, что в Абхазию войдёт батальон Акиа Барбакадзе (в батальоне 30 человек) и начнёт наступательные действия. Со слов Чхеидзе, Тенгиз Китовани, встав в наполеоновскую позу, отдал приказ об аресте Ардзинбы и препровождении его в Тбилиси. Некий Кобаладзе получил приказ со своими 30-ю бойцами и четырьмя БМП подняться в город Ткуарчал и оккупировать город. «И такими силами, – вспоминает Чхеидзе, – они рассчитывали захватить город и взять его под контроль (!). Не война, а игра в солдатики! И вообще, абхазская авантюра изначально была обречена. Заранее ничего не просчитывалось, не взвешивалось, не планировалось. Это дело было поручено пёстрой компании полных неучей, самозваным полководцам, которые не имели ни малейшего понятия не только о стратегии и тактике, но и о том, как ведутся обычные боевые операции. Это уже потом подключились умные, энциклопедически образованные – генерал-лейтенант Тавадзе, адмирал Джавахишвили, полковник Гурам Николаишвили. А грубое вторжение в Абхазию выдавалось и за стратегию, и за тактику непрофессиональной гвардии Китовани. Всё зависело от какого-то Акиа Барбакадзе, Тенгиза Китовани и подобных им случайных людей».

Когда Китовани разрешил Валерию Чхеидзе высказать своё мнение, последний, тогда ещё полковник КГБ, встал и разнёс их бравурный доклад в пух и прах, не оставив от него камня на камне. Это было 4 апреля 1992 года. После выступления Чхеидзе Тенгиз Китовани вынужден был остановить все приготовления к военной операции.

Весьма интересны данные, полученные от Валерия Чхеидзе относительно министра обороны России Павла Грачёва. Когда Россия готовила передачу Грузии движимого и недвижимого военного имущества десятой Ахалцихской дивизии, министр обороны России Грачёв официально попросил командующего округом генерала Патрикеева проследить, чтобы «вооружение и боеприпасы были использованы только в целях учёбы и тренировок, а не в гражданских противостояниях».

[img]"[/img]

Цитата из беседы с Валерием Чхеидзе: «Всё это означало, что Министерство обороны Российской Федерации имело исчерпывающую информацию и полностью владело существовавшей в то время в Грузии обстановкой. По всей вероятности, этот официальный документ намечалось использовать в качестве алиби, подтверждающего невмешательство министерства в ожидаемые кровопролитные столкновения».

Следующая цитата: «Раз уж речь зашла о Грачёве. Один десантник мне рассказывал, что однажды, прыгнув с парашютом ещё в Рязанском училище, он неудачно приземлился, ударился головой, и после того случая с ним стали происходить непонятные вещи. Впрочем, я лично относился к нему всё-таки с уважением, как к храброму вояке, прошедшему Афганистан, Герою Советского Союза. Однако на посту министра, он не брезговал заниматься грязными делами».

А сейчас ещё более интересная цитата, характеризующая Грачёва: «Война уже в разгаре. В Дагомысе идут переговоры с участием конфликтующих сторон. Грузинскую делегацию возглавляет премьер-министр Тенгиз Сигуа, российскую – заместитель министра иностранных дел Борис Пастухов. Но ведущие фигуры все равно Китовани и Грачев. Два министра обороны сидят за столом друг напротив друга. Грачёв: – Тенгиз, обещаешь вернуть мне в Сухуми мою дачу и санаторий Министерства обороны?». Вспоминает Чхеидзе: «Я ещё подумал: «Дорогие вы мои начальники, полководцы, вот, оказывается, ради чего вы воюете – ради дач и санаториев».

После этого случая Чхеидзе сделал вывод: «Это не война, это столкновение меркантильных интересов некоторых высокопоставленных деятелей». Он продолжил мысль: «На самом деле война – настоящая грязная свалка, где собирается весь мусор, скопившийся в обществе – наркоманы, преступные элементы, рецидивисты, «воры в законе», даже психически больные. С этой точки зрения абхазская война не составляла исключения».

А сейчас о том, кто всё-таки виноват в грузино-абхазской войне. Посмотрим, какой вывод вытекает из воспоминаний Чхеидзе, который был непосредственным участником всех главных переговоров между Ардзинбой, Шамба и Какалия, с одной стороны, и Автандилом Иоселиани, Гиви Ломинадзе, Романом Гвенцадзе и Анзором Балуашвили, с другой.

После продолжительных взаимных упрёков, которые безрезультатно завершились, состоялся разговор тет-а-тет между Ардзинбой и Чхеидзе. Вот слова Ардзинбы:

«Вы же понимаете, не дай бог, конечно, однако достаточно одного единственного выстрела и начнётся война». «Когда ваши атакуют, мы вынуждены вооружаться». «Из Тбилиси идут дурацкие указания». «Можем ли мы вам доверять после того, как вы свергли законно избранного президента?!». «Я готов сесть и договориться. Надеюсь, обо всём, что вы здесь увидели и услышали, объективно доложите Эдуарду Шеварднадзе. Потому что ваши тбилисские товарищи не всегда подают верную информацию».

И теперь важный момент: Чхеидзе доводит до сведения руководства Грузии о результатах встречи с Владиславом Ардзинбой. Детально изложив ход визита, Чхеидзе заявил слово в слово, что «Ардзинба готов к переговорам». Тенгиз Сигуа всё услышанное от Чхеидзе передал Эдуарду Шеварднадзе. Неожиданно Шеварднадзе его спрашивает: «А кто поручил ему отправиться в Абхазию и встретиться с Ардзинбой?». Чувствовалось, что глава Госсовета Грузии был обижен. Сигуа ответил, что Чхеидзе выполнял задание Анзора Майсурадзе, и попросил, может, вы его выслушаете. «Хорошо, я позову», – сказал Шеварднадзе. Не позвал. «А ведь тогда войну ещё можно было предотвратить», – подытожил свои воспоминания Валерий Чхеидзе.

Источник
Loading...
Комментарии к новости
seogars-new17 ноября 2020 08:01
Я быстро! Гарантированно продвину ваш сайт в Яндексе и Google! Фиксированная стоимость моих работ! Очень быстрый результат и эффективность! Просто перейдите на мой сайт и посмотрите примеры, а так же отзывы https://seogars.ru/ Я не ломлю заоблачные цены, я беру только тот минимум который требуется для гарантированного продвижения. Переходите на сайт и задавайте вопросы https://seogars.ru/
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930