Как фильм «Место встречи изменить нельзя» изменил судьбы актрис: Светличная, Удовиченко и др
Глеба Жеглова, Володю Шарапова и Фокса в исполнении Владимира Высоцкого, Владимира Конкина и Александра Белявского наверняка знают все зрители. А вот женских персонажей фильма «Место встречи изменить нельзя» наверняка многие даже не вспомнят. А ведь в этом легендарном телесериале Станислава Говорухина снялись самые талантливые и самые красивые советские актрисы. Кто из них был тайно и безответно влюблен в Высоцкого, а кому он помог создать один из самых ярких образов в фильмографии – далее в обзоре.
Наталья Фатеева
Приглашая звезд советского кино на второстепенные роли в свой фильм, Станислав Говорухин применял «запрещенный прием»: зная, что они могут отказаться от сьемок, если им не предложат главную роль, режиссер заманивал их перспективной оказаться на одной площадке с самим Владимиром Высоцким. Для многих из них это было весомым аргументом. Так, например, Татьяна Ткач, сыгравшая подружку Фокса, признавалась, что работу в этом фильме воспринимала как поездку к морю и встречу с Высоцким. Таким же образом Говорухин заманил на роль бывшей любовницы Фокса, модистки Ирины Соболевской, Наталью Фатееву.
В отличие от других актрис, восхищавшихся талантом Высоцкого, Фатеева не скрывала, что он вызывает в ней куда более сильные чувства: «Он мне и как мужчина очень нравился. Чувствовалось, что он способен на поступок… Мне вообще импонируют мужчины такого типа. Не люблю высоких, красивых, ярких. Это чисто природное: может понравиться поступок, взгляд, даже запах. Я сразу фантазирую, что за этим стоит… Я была влюблена в Высоцкого. Но никогда не говорила ему об этом и даже старалась не поднимать глаза во время беседы. Я знала, что с его проницательностью он все сможет прочесть в моих глазах».
> КУЛЬТУРОЛОГИЯ: Интересное о культуре, искусстве и жизни
Догадывался ли сам Высоцкий о чувствах Фатеевой – неизвестно, но их роман так и не состоялся. Актриса с грустью вспоминала, что во время московских съемок «Места встречи…», которые проходили неподалеку от ее дома, Высоцкий с Говорухиным зашли к ней в гости только один раз.
На тот момент Наталье Фатеевой было 45 лет, она уже была признанной звездой советского кино, в фильмографии которой уже были роли в фильмах «Битва в пути», «Три плюс два», «Джентльмены удачи», «Розыгрыш», «Соль земли» и др. Ее называли советской Элизабет Тейлор и одной из красивейших актрис, но при этом главных ролей почти не предлагали. Хотя она много снималась, большинство ролей были проходными. «Место встречи…» стало для нее шансом напомнить о себе зрителям и режиссерам. Ей удалось создать весьма сложный образ, в котором во многом угадывалась она сама: за маской красивой, самодостаточной и сильной дамы в ее героине скрывалась женщина с неустроенной судьбой…
Лариса Удовиченко
Из всех женских персонажей в этом фильме зрителям наверняка больше всего запомнилась девица легкого поведения по прозвищу Манька Облигация, которую сыграла Лариса Удовиченко. Изначально Говорухин предлагал ей роль Вари Синичкиной, но этот образ показался ей слишком пресным – характерная роль была намного интересней, и она сама вызвалась на роль разбитной Маньки. Режиссер опешил – мол, какая из нее девушка легкого поведения при внешности юной, милой, наивной, воздушной барышни! Но Удовиченко все же получила желаемое. Когда она позже спросила у Говорухина, почему же он все-таки изменил свое решение, он ответил: «Я подумал, что если ты так хочешь, значит, у тебя должно получиться».
Самый известный эпизод с участием ее героини – «орфографический» – родился случайно. Лариса Удовиченко рассказывала: «Каждым своим словом, взглядом, жестом Высоцкий задавал тон партнерам. Импровизировал он – импровизировали мы… Помните, она спрашивала, как писать: облигация или аблигация. Я по своей неграмотности не знала и спросила Высоцкого. Володя ответил: «Пиши «облигация». А режиссер Говорухин подслушал и ухватился: «О! Замечательно! Оставим в картине». В этом образе Удовиченко была настолько убедительна, что после выхода фильма на экраны ей начали присылать письма из тюрем: «Не горюй! Выйду – моей будешь!» Один из заключенных после освобождения действительно явился к ней домой, и актрисе пришлось обращаться за помощью в милицию.
На тот момент Ларисе Удовиченко было 24 года, она только 2 года назад окончила ВГИК. В кино актриса дебютировала еще в школьном возрасте и на тот момент успела сыграть уже больше 15 ролей – правда, в основном, это были лирические героини. Манька Облигация помогла ей выйти из этого амплуа и продемонстрировать другие грани своего таланта. Когда ее спрашивали о секрете ее профессионального успеха, она отвечала: «Я всегда играю саму себя, но в тех обстоятельствах, которые мне предлагают». После этого Удовиченко снималась очень много и стала одной из самых успешных и востребованных отечественных актрис, но роль в фильме «Место встречи изменить нельзя» до сих пор остается одной из самых ярких в ее творческой биографии.
Светлана Светличная
Наверное, многие зрители удивятся, что в этом фильме снималась и еще одна знаменитая актриса, которая была эталоном красоты и притягательности в СССР, – Светлана Светличная. Образ Нади Колесовой был далек от образа роковой красавицы, в котором зрители на тот момент уже привыкли видеть актрису, и ее не узнали на экранах даже родители. На тот момент ей было 39 лет, она снималась уже 20 лет, и за ее плечами были прославившие ее роли в фильмах «Герой нашего времени», «Бриллиантовая рука» и «Семнадцать мгновений весны».
> КУЛЬТУРОЛОГИЯ: Интересное о культуре, искусстве и жизни
Но после этого в ее творческой биографии случился вынужденный простой. Светличная признавалась: «Я особенно признательна Станиславу Сергеевичу за то, что он пригласил меня на съемки в этой картине в тот период, когда я находилась в забвении. Никто меня никуда не звал, и я думала: «Всё, закончилась моя творческая жизнь». Когда мне позвонили из Одессы и сказали, что предлагают небольшую роль, я так этому обрадовалась... Большая роль, небольшая – мне было совершенно безразлично. Мне важно было снова быть в тренаже. К тому же, в главной роли снимался Высоцкий».
Светличная очень волновалась, что не сможет справиться с ролью Нади, потерявшей сестру. На помощь актрисе пришел Владимир Высоцкий, который дал ей несколько важных подсказок. По его наблюдениям, женщины в момент потрясения обычно пытаются чем-то занять руки. Диалог Нади и Глеба Жеглова проходил на кухне, и Высоцкий посоветовал актрисе машинально протирать посуду полотенцем. В итоге эта сцена получилась очень органичной, по словам Светличной, «вся эта пластика легла на состояние героини». Она рассказывала: «Володя меня спас. Сказал Говорухину: «Слава, ты знаешь, она должна реветь… Когда приходит беда, женщина обычно начинает стирать или мыть посуду…» – это было очень точно. А еще он предложил мою героиню называть не по имени-отчеству, а просто Надюшей. И сразу стало как-то легко… Стоит ли говорить, что Володя сыграл просто блестяще. Он вообще обладал каким-то невероятным притяжением».
Ее творческую судьбу вряд ли можно было назвать очень удачной – Светличную часто приглашали на съемки, но роли оказывались проходными – большинство режиссеров просто эксплуатировали ее эффектную внешность и не давали возможности раскрыть свой актерский потенциал. При этом ее включали в составы всех советских делегаций во время зарубежных поездок. «Снимали других, а мною только хвастались», – говорила актриса.
После съемок у Говорухина новые предложения в 1980-х гг. ей поступали все реже и реже, а в 1990-х гг. о ней и вовсе забыли. За 10 лет она снялась только в двух фильмах в эпизодических ролях. Когда ее муж ушел из жизни, ей пришлось думать не о творческой реализации, а о выживании, и звезда кино мыла полы в домах богатых соседей и торговала сапогами. Вернуться в кино Светличная смогла только в 2004 г., но прежней популярности у нее уже не было
Судьбоносными стали съемки в этом фильме и для их коллег: Как «Место встречи», которое «изменить нельзя», изменило судьбы актрис.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/240620/46800/