Жизнь / История / 16 ноябрь 2020

Откуда взялись нищие на Руси? Из Иерусалима!

Дореволюционная Россия прочно связывается с образом церквей. Это нормально, хотя и несколько преувеличено, поскольку в последние десятилетия до Революции религиозность населения стремительно падала. Но не настолько, чтобы храмы сразу прям опустели. А кто был возле храмов?

Откуда взялись нищие на Руси? Из Иерусалима!

Думаете, служители культа? Да они были, но чаще внутри помещения, а чтобы добраться до них, посетителю нужно было сначала пробиться через шеренгу многочисленных нищих, подать которым было просто святым делом. Откуда же они взялись?

Сейчас кажется, что нищие были (и будут) всегда. Но, по мнению исследователей, это не так. Массовым явлением нищенство, по мнению ведущих социологов, стало с принятием православия в качестве доминирующей религии на Руси.

Дело в том, что до христианства наши предки были, ясен красен, язычниками, а те больше чтили силу, чем милосердие. Не то чтобы они были злыми (скорее всего, они были обычными людьми). Просто, в их мировоззрении нищий – это просто нищий, а никакой не «божий человек».

Да и само подаяние в их видении мира – это всего лишь подаяние, а не плюсик в загробную карму. Судя по всему, языческое восприятие мира вообще не предполагало, что человек обязательно должен быть счастлив, и что если у кого-то несчастье, то нужно помочь, чтоб счастье было.

Да и отношение к гордости было иным. Если в христианском мировоззрении гордыня – дорога в ад, а смирение – дорога в рай, то язычники слишком высоко ставили героическое начало и связанную с ним гордость.

И тот, кто потерял все, мог, например, гордо уйти в мир иной добровольно, но не попрошайничая. Дошедшие до нас сведения показывают, что, по крайней мере, среди славянских тогда еще язычников, суицид с целью сберечь достоинство поощрялся. Да и их соседей наблюдалось примерно то же самое.

Исходя из этого, какому-нибудь нищему можно было пойти в рабы, в батраки, покончить с собой, найти обидчика, отомстить ему и обобрать заодно и еще куча вариантов. А если он не хочет этого делать, то кто ж ему доктор? В таком случае можно просто лечь помереть.

Хотя мне кажется важным еще и то, что языческий период совпадает с родоплеменным (как правило) строем, когда человек был почти неотъемлемой частью рода или племени. И если даже при поддержке родичей человек начинал попрошайничать… Наверное, он просо опустившийся человек – так думали язычники.

Но потом на Руси то ли мытьем, то ли катаньем стало приживаться христианство. А оно считало помощь бедным богоугодным делом.

Вроде бы и неплохая мысль, но как и всякая другая идея, милосердие имело и оборотную сторону. Поскольку неимущие получили статус "кагбэ" приближенных к богу особей, тогда как богатые стали не отмеченными богами людьми, а теми, «кому пройти в Царство Божье сложнее, чем верблюду через игольное ушко», подаяние обрело особый смысл.

Отказывать в подаянии было грешно. В то же время совершение оного позволяло надеяться на прощение грехов, которых, учитывая христианскую мораль, у любого найдется не менее вороха.

Интересно, что даже слово «попрошайничать» в русском языке обрело синоним – «христарадничать». При этом в допетровскую эпоху активными спонсорами нищенствующих были не только простые люди, но и знать.

После монгольского нашествия, Церковь стала явным гегемоном духовной жизни, и к тому же времени в сознании народа наметился сильный сдвиг.

Хотя это и была эпоха двоеверия, но христианская составляющая там уже сильно потеснила языческую. И в народных сказаниях той поры героическое начало все больше уступает место плачам, духовным песням, тоске о граде Китеже и тому подобному творчеству.

Важно отметить один момент: дураками православные не были, и понимали, что нищий может оказаться просто проходимцем. Но многие давали даже им, считая, что богу важно не столько изменение судьбы нуждающегося, сколько сама готовность отдать.

Не так давно я сам был свидетелем подобного, когда одна дама жертвовала очевидным проходимцам. На мои критические замечания она ответила, что это не имеет значения, поскольку бог оценит даже такое потакание стороннему паразитизму.

Правда, когда я сказал, что такая позиция говорит не о ее желании помочь нуждающемуся, а о ее желании выслужиться перед богом, она обиделась.

Именно после окончания золотоордынского периода и начинается расцвет нищенства. Мало того, что после монгольского владычества Русь пришла в упадок, что само по себе порождало множество действительно неимущих, так еще и особый статус людей не от мира сего давал им возможность надеяться на щедрые пожертвования.

К слову, когда в состав сначала Московского царства, а потом Российской империи вошли преимущественно исламские регионы, это никак не изменило ситуацию, поскольку ислам ставит милостыню, может даже выше, чем христианство. Во всяком случае Казань была одним из наиболее напичканных нищими городов. И везде многочисленные проходимцы, нередко были на самом деле богаче подающих.

Когда же власть захватили коммунисты, религиозность покинула лишь сознание наших сограждан. Но не подсознание.

В итоге даже несмотря на усердную борьбу с социальной несправедливостью, несмотря на буквально принудительную занятость, нищие не исчезли и продолжали паразитировать на воспитанных православием и исламом чрезмерно сердобольных сердцах.

Хотя, надо признать, что именно в советский период число нищенствующих достигло своего минимума. Возможно круче него был только языческий период, но поскольку статистикой язычники не морочились, то нам остается только предполагать.

Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930