Россия / 21 ноябрь 2020

Как учиться, чтобы потом не лечиться: томичи спорят о формате обучения

Как учиться, чтобы потом не лечиться: томичи спорят о формате обучения

С началом нового учебного года, и особенно - после непривычно продолжительных осенних каникул - родители томских школьников начали активно обсуждать, как комфортнее учиться их детям в условиях пандемии. На дистанционке (сейчас ее уже коротко называют ДО) или в привычном очном режиме? Мнения разделились, а накал страстей привел к тому, что разъяснять ситуацию пришлось представителям власти

В соцсетях сторонники очного обучения собрались, в частности, в группе «Томск против дистанционки». Главный всеобщий страх подписчиков — страну готовят к тотальному дистанту, который будет навсегда и для всех, что скажется на качестве образования, а те, кто руководит государством, только этого и добиваются. Правда, довольно часто мелькают и вполне понятные причины нежелания дистанта: у школьников, особенно из младших классов, не получается заниматься дистанционно без присутствия родителей, они не усваивают материал, который им дают учителя, ухудшается здоровье и т.д.

— Я за очное образование. Мой ребенок учится в начальной школе. Там нет возможности у нашего преподавателя дать дистанционное образование. Скидывают задание в электронный дневник, и неважно, новая тема или нет, дети делают уроки и разбираются с помощью родителей. Я не преподаватель, очень давно закончила школу, какое я дам образование своему ребенку… Весна для меня показалась адом, — это пост томички Светланы Кравцовой в Instagram, обращенный к областным властям. Ниже — еще сотни аналогичных жалоб с возмущениями.

Не отрицая нежелательность дистанта «раз и навсегда», часть томичей пытаются сгладить паникерские настроения. Их главная просьба — дать детям возможность учиться дистанционно по желанию на время вспышки ковида, при этом не быть открепленными от своей школы и своего класса.

— Я не хочу подвергать риску своего ребенка и остальных членов семьи. Но когда обратилась в школу с просьбой о временной дистанционке для дочери, мне лишь на короткий срок, с учетом справки о здоровье, пошли навстречу — разрешили заниматься дома, а потом сдать контрольные точки. Такой вариант нам согласовали только до конца ноября. Сказали, что потом надо либо возвращаться к очному обучению, либо переходить на семейную форму. А это значит, нет гарантий того, что мой ребенок вернется в свой класс, более того — вообще в свою школу. Ее место может занять другой ребенок, — рассказала о возникшей проблеме томичка Виктория В. (свою фамилию и номер школы женщина попросила не указывать).


Аналогичных жалоб от томских семей тоже десятки. Некоторые родители говорят даже о том, что в школах им сообщили о необходимости сдать все учебники при переходе на семейное обучение. Совет от властей в таких ситуациях: в случае недопонимания между школой и семьей обращаться в профильный департамент с конкретной информацией.

Между тем, чтобы добиться своего, те томичи, кто за индивидуальное ДО, подписывают петицию «Право на здоровье и образование в условиях пандемии Covid-19 в Томске». Свое согласие с требованиями, обозначенными в петиции, поставили уже более 300 человек.

«Предлагаем следующие возможные варианты для тех родителей, кто принял решение обучать детей дома на период пандемии Covid-19. Учитель дает задание, ребенок проходит материал самостоятельно или с помощью родителей и выполняет контрольные работы дистанционно. При этом сохраняется доступ к электронному дневнику, ученик остается в контингенте школы. Транслировать через ноутбук очный урок (учитель, доска) для тех детей, которые учатся дома. Задания дети выполняют дистанционно и пересылают учителю на проверку через мессенджеры. Также считаем возможным переформировать классы на те, что учатся очно и дистанционно, с учетом пожелания родителей и учителей.

Обращаем внимание, что в ряде регионов родители сейчас имеют право обучать ребенка дома без открепления от электронного дневника и класса. Несмотря на утверждения о том, что дети не являются переносчиками Covid-19 или являются ими крайне редко, мы видим, что большинство членов семей наших друзей и знакомых заражаются именно от детей, которые контактировали с заболевшими Covid-19 в школах и детских садах. Кроме того, часть детей переносит инфекцию с тяжелыми симптомами и последующими осложнениями.

Просим услышать нас! Ситуация в городе объективно сложная. Мы не агитируем за всеобщее дистанционное обучение. Мы просим оставить нам право выбора, так как именно мы, родители, ответственны за здоровье членов наших семей», — говорится в тексте петиции.

— Если родители в условиях пандемии ковида хотят перевести своего ребенка на краткосрочное обучение на дому, они должны написать заявление об этом. Но надо понимать — не получится так, что педагог, который ведет занятия в классе очно с большинством детей, потом еще сядет и персонально занятие проведет для того, кто ушел на дистант. Что рекомендую: если вы написали заявление на дистант, вы обсудите с директором школы или классным руководителем, какая это будет форма дистанционного обучения — их несколько есть. Это не всегда электронное обучение. Возможно, это будут другие формы, которые школа сможет вам предоставить — те же мессенджеры, чаты, передача заданий и выполненных работ из рук в руки… Все надо для начала обговаривать со школой, — разъяснила замгубернатора Людмила Огородова, которая курирует в Томской области сферу образования и науки.


Обсуждение темы дистанционного образования на этой неделе началось и в чатах в WhatsApp. Поводом стала рассылка аудиосообщения о том, что Людмила Огородова просит массовой поддержки у томичей — чтобы те в Сети активно высказывались против ДО.

— Для меня эта запись стала сюрпризом, — прокомментировала замгубернатора. — Конечно, никому таких заданий я не давала. Более того, могу сказать, что у нас в настоящее время даже нет необходимости переводить дискуссию о дистанционном или не дистанционном очном образовании на такой высокий эмоциональный уровень. Во-первых, решение о ДО принимаю не я и не кто-либо другой отдельно. Решение принимает оперштаб при губернаторе, и руководствуемся мы, когда принимаем такие решения, исключительно данными об эпидситуации и о том, как она развивается в отдельных образовательных организациях.

Как изменилась эта самая эпидситуация за полторы недели с начала второй четверти в школах — эта информация сейчас в процессе сбора, ведь результаты тестирования на коронавирус поступают через 7-10 дней. Впрочем, пока идет накопление статистики, власти, хоть и с осторожностью, говорят о том, что регион, похоже, начал выходить на плато — количество заболевших за время школьных каникул не снизилось, но и не выросло (в среднем около 200 новых выявленных заболевших ежесуточно), тогда как до каникул отмечался рост заболеваемости. Не изменилось и количество заболевших педагогов. Более детальные и объективные расчеты будут позже, когда придут все результаты анализов, а пока что вот факты на текущее время.

В Томской области 307 школ, в половине из них с начала учебного года не было зарегистрировано ни одного ковидного ученика или сотрудника. К «красным» территориям — где сосредоточено много школ с заболевшими детьми и взрослыми — относятся Каргасокский, Тегульдетский, Томский районы и Томск. Вышли из «красной» зоны за период каникул Северск и Стрежевой.


Сейчас частично в режиме дистанционного обучения работают 27 школ. В такой список входят учреждения, где положительный результат теста на ковид получили более 1 % учеников либо более 10 % педагогов. Полностью при этом школы не закрыты — на дистант там выведены 6-8 и 10 классы.

— Почему принято такое решение? Потому что мы видим, что заболеваемость у детей до 6 класса составляет 0,4 %, а заболеваемость в старших классах — 0,9 %. Количество педагогов, которые занимаются с младшей школой, — это, как правило, 1 учитель. А с теми, кто старше, работают и 10, и 12 педагогов, они меняются, следовательно, идет большая инфекционная нагрузка, перемешивание потоков. Поэтому наиболее оправданным является перевод среднего и старшего звена на дистант. Но мы по многочисленным просьбам оставили очное обучение для 9 и 11 классов, понимая, что мы в ответе за их подготовку экзаменам — и в плане знаний, и психологически ребят нужно поддерживать, — пояснила Людмила Огородова.

Помимо классов, переведенных на дистант из-за ковида, в регионе на карантин закрыты 14 классов из-за ОРВИ — в целом по области превышение эпидпорога по таким инфекциям составляет уже более 200 % и продолжает расти. Вряд ли школам удастся избежать закрытия еще и из-за гриппа, «приход» которого ожидается в декабре — бывали годы, когда в Томской области полностью уходили на карантин до половины школ. Родителям, которые выступают против того, чтобы их дети осваивали учебную программу без участия школы, на время так или иначе придется смириться с этим.

Возвращаясь к ковиду — по состоянию на конец этой недели им болеют почти 550 школьников Томской области, что составляет не более 0,45 % от общего количества учеников. Среди педагогов сейчас 213 заболевших (1,7 %). По каждому случаю было проведено эпидемиологическое расследование, и выяснилось, что большинство заболевших «подцепили» вирус вне школы.

Отдельный вопрос, с которым сотни семей обращаются к оперштабу, — про дополнительное образование. Сейчас все кружки, секции, спортшколы и т.д. закрыты для посещения детьми и либо не работают вовсе, либо занятия в них переведены на дистанционный формат. Особенно сложно пришлось тем, кто учится в музыкальных и спортивных школах. Петь, играть на музыкальных инструментах, демонстрировать свою физическую подготовку — все это школьникам приходится делать в режиме онлайн, выходя на видеосвязь с педагогами. Юным пловцам (а в Томске очень сильная школа водных видов спорта) уж точно не позавидуешь — «плавать» дома перед экраном никак не получится, остаются лишь упражнения. При этом, подчеркивают родители, для владельцев абонементов бассейны почему-то работают, как и многочисленные спортзалы. И коммерческие группы — даже для детей- тоже не прекратили занятия.


— Мы сейчас изучаем этот вопрос. Посмотрим по эпидситуации, как она выглядит в данных учреждениях. Но для того, чтобы их вывести из работы, нужно будет распоряжение губернатора. Сейчас подбираем решение, потому что, конечно, мы не хотим, чтобы экономика в очередной раз понесла ущерб. Кстати, есть в этой сфере и те организации, которые ведут себя ответственно. Но мне хотелось бы обратиться еще и к родителям. Пожалуйста, поймите, что здесь еще и на вас лежит ответственность. Мы свои организации дополнительного образования перевели на дистант, потому что детям находиться там небезопасно — они там собираются из разных школ, из разных классов. Соответственно, риски повышаются. Конечно, вам хочется, чтобы дети развивались. Но мы же много видели даже спортсменов-олимпийцев, которым приходилось делать паузы в тренировках. Нам как родителям тоже надо ответственно себя вести, — подчеркнула Людмила Огородова.

Ответила она и на один из контраргументов от родителей по этому поводу — вместо дополнительных занятий дети все равно кучкуются, но уже не в школах и секциях, а в торгово-развлекательных центрах. В Томске главным таким «местом встречи» стал ТРЦ «Изумрудный город». В каникулы этот наплыв школьников особенно увеличился.

— Мы перед каникулами не раз обращались и к учителям — просили их поработать из дома, чтобы снизить риски. И к родителям обращались — чтобы их дети не оказывались в местах скопления людей, — напомнила замгубернатора. — Но не все нас услышали. А между тем, все усилия, которые принимаются по борьбе с распространением ковида, очень зависят от каждого из нас. Все-таки важнее дать детям возможность учиться очно. А вот если они будут посещать такие заведения, это и приведет к тому, что школы будет выводиться на дистант.


Какой будет ситуация в дальнейшем — дистанционное обучение для всех школьников на время возможного вирусного всплеска или у них сохранится шанс учиться очно — прогнозов на эту тему в оперштабе разумно стараются избегать. Но об одном, обращаясь к противникам тотального ДО, говорят твердо: никто — ни в регионе, ни в стране — не собирается отправлять детей, их родителей и учителей на эти 2 теперь уже всем известные буквы.

— У нас нет задачи вводить тотальный дистант. Я вот даже как бюрократ могу сказать, что у меня нет ни одного документа ни из одного ведомства о том, что нужно вести подготовку к тотальному дистанционному обучению. Напротив — есть международные исследования качества образования, в которых и мы участвуем. Все они направлены на то, чтобы вести эти исследования именно относительно очного образования. На 2021 год мы получили очередную поддержку из областного бюджета на эти цели, мы не можем выпасть из этих процессов. И Министерство просвещения их планирует на год вперед. Я не вижу никаких сигналов, чтобы в стране шла подготовка к тотальному дистанту, — резюмировала Людмила Огородова.


Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Декабрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
х