Жизнь / История / 23 ноябрь 2020

Девичья честь и ее отсутствие: как это показано в искусстве

В этой статье не будет привычного для моего канала рассказа о конкретных людях, чей образ отражен в искусстве. На этот раз я покажу несколько картин разных художников, так или иначе затрагивающих тему девичьей чести, как ее эти художники понимали.

Начну вот с этой очень смешной и одновременно страшной картины "Не девственница" Рамиля Рахматуллина:

Девичья честь и ее отсутствие: как это показано в искусстве

Сюжет ясен. Первая брачная ночь, новоиспеченный муж обнаружил, что его жена - не девственница, и теперь сидит на стуле при полном параде, в ботинках и галстуке, и мнет в руках свадебный венок, не в силах пережить обрушившееся на него несчастье. Молодая жена лежит голая в постели и, видимо, рыдает в подушку. Вся пафосность ситуации выглядит крайне комично, если учесть, что картина написана в 1987 году, а художнику в то время было всего 29 лет.

То есть это были не те времена, когда девушку брали замуж по сговору родителей и впервые видели невесту во время свадьбы. Эта пара как-то должна же была общаться до свадьбы? У них ведь была любовь, раз они поженились? И вообще, как муж узнал о не девственности жены, если он даже ботинок не снимал?

То, как серьезно художник преподнес ситуацию, говорит о том, что сам он, невзирая на молодость, придерживался крайне консервативных взглядов.

А вот картина американца Джеймса Авати, написанная в 50-е годы прошлого века. Мы видим девушку, явно проведшую бурную ночь, и осуждающих ее людей. Дети дразнят ее и смеются, один мальчик смотрит с немой укоризной. Художник показал нравы американской провинции, весьма жесткие в отношении женщин, ведущих образ жизни, не отвечающий ожиданиям общества.

Обе картины раскрывают тему девичьей чести, каждая в своем аспекте. Но в любом случае показана ситуация, в которой девушка осуждается и предстает виноватой. Ведь она, в глазах консервативно мыслящего окружения, оскорбила общество не соблюдением целомудрия. В гендерно неравноправном обществе женщина понимается как вещь, она должна принадлежать одному хозяину и быть "чистой".

Если девушка оказывалась до брака не девственной, в таком обществе она автоматически воспринималась как пропащая и гулящая. Видимо, муж из картины Рахматуллина придерживается именно таких дремучих взглядов. Художник, судя по фамилии, татарин. Возможно, он был воспитан в традициях исламской культуры (хотя и жил в советское время), и перенял оттуда отношение к девственности.

Надо сказать, что издревле в мусульманской среде девственность считается главным достоинством девушки. Она тесно привязывается к таким качествам, как скромность, целомудрие, послушание.

[img]"[/img]

В картинах Норланда и Михаловича показаны арабские мужчины, покупающие девственность несчастных пленниц или продающие ее. Набирая себе наложниц, мусульмане в первую очередь искали именно нетронутых девушек. То есть они хотели приобрести товар высшего сорта, новый, в упаковке.

Такое отношение иллюстрирует глубокое неравенство между мужчиной и женщиной в традиционном обществе. Интересно, что молодой человек с картины Рахматуллина, живущий в 80-е годы ХХ века, наш современник, фактически ничем не отличается в своем отношении к женщинам от какого-нибудь арабского богача прошлых веков и является глубоко архаичным человеком с уровнем сознания XVII века. Поэтому я и сказала в начале, что картина не только смешная, но и страшная.

Почитайте еще на моем канале:

Противоречивый образ ростовщика и банкира в искусстве

Самурай, ставший христианином: судьба первого японского посла в Европе

В блоге мужа:

Новые правила кинопремии "Оскар" какие-то подозрительные

Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930