Россия / 26 ноябрь 2020

Предрождественские «баттлы» столицы Южного Урала

Предрождественские «баттлы» столицы Южного Урала

В Челябинске с 19 по 27 ноября прошли VII областные образовательные Рождественские чтения – 2021.

— В самом этом сообщении нет ничего особенного, кроме даты, но то уже устоявшаяся традиция: региональные этапы чтений епархии и митрополии стараются провести до Рождества, чтобы, определив победителей, направить их в Москву, где уже после праздников и Святок, соберется завершающий, международный этап той же конференции. Оттого Челябинск, как и соседний Екатеринбург, начинает «праздновать Рождество в ноябре». Конкурсы детской живописи, практические занятия для педагогов, миссионеров, сестер милосердия и лидеров молодежи – все это своим чередом. Изюминка в том, какие соберутся гости, спикеры пленарного заседания и круглых столов. От этого зависит, станет ли мероприятие скучной провинциальной обязаловкой или азартным спором между компетентными людьми. Многое зависит от личных связей организаторов, в частности секретаря епархии протоиерея Игоря Шестакова, которому и на этот год удалось подобрать интересный состав, — рассказывает православный публицист Денис Михайлов.


Тему конференции задает Московская патриархия, единую на всю страну. В этом году она звучит так: «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа». С учетом того, что конференция проводилась на светских площадках, Челябинской епархией совместно с ЮУрГУ, ЧГИК и иными вузами города, выступали на ней и записные «западники», а не только «славянофилы».

В качестве приглашенных спикеров в столицу Южного Урала прибыли москвич, руководитель сектора Приходского просвещении в Патриархии – иеромонах Геннадий (Войтишко) и три гостя из Северной столицы, так или иначе имеющие отношение к Санкт-Петербургской духовной академии: ее проректор по научной работе протоиерей Константин Костромин, доцент, доктор исторических наук Алексей Петров и бывший преподаватель, доктор исторических наук протодиакон Владимир Василик.

Иеромонах Геннадий, курирующий работу церковных воскресных школ по всей стране, обращался прежде всего к педагогам. Он держал слово, как на пленарном заседании, так и на отдельной встрече со специалистами, проходившей накануне вечером в епархиальном управлении. Главный пафос высшего церковного чиновника: меньше бюрократии, больше – практического христианства. Воскресная школа как для детей, так и для взрослых призвана в первую очередь не давать сумму знаний, но воспитывать начинающего христианина в работе над собственной душой, вовлекать его в богослужебную и социальную деятельность приходской общины.


Не так давно в РПЦ прошла массовая аттестация приходских воскресных школ. Учителя «воскресок» — как правило, педагоги обычных общеобразовательных школ, спрашивали церковного чиновника о результатах аттестации, об утверждении стандартов и программ. Иеромонах Геннадий заверил всех в успешном результате, напомнив, что аттестация – не репрессивная мера, а измерение, попытка объективно оценить состояние приходских учебных заведений на настоящий момент.


Схожий пафос был и у другой педагогической панели-секции «Христианская семья: воспитание героев», которую вели челябинские священники Владимир Панарин и Ярослав Иванов. Последний поднял в своем выступлении острый вопрос «расцерковления подростков», воспитанных в вере, но не готовых воспринимать православный дискурс далее. «Нередко воспитатели выбирают две стратегии: авторитарную, «я знаю как надо», и свободную, основанную на собственном примере, «пройдем путь вместе с тобой», – пояснил протоиерей Ярослав. – Воспитатель задает направление, а юный человек движется к точке ближайшего развития, учась свободному выбору и целеполаганию». Протоиерей Ярослав Иванов, руководитель Отдела по делам молодежи Челябинской епархии, и сам воплотил эти принципы на практике, в рамках двухдневного Открытого форума молодежи Челябинской митрополии «Развитие проектного подхода в деятельности» – данное мероприятие так же входило в программу Челябинских Рождественских чтений.

Следующий значительный блок событий – исторический был представлен не только на пленарном заседании, но и на двух круглых столах, проходивших в актовом зале епархии и в историческом парке-музее «Россия – моя история», а так же на конференциях в Южно-Уральском государственном университете и Челябинском государственном институте культуры.


Первый «баттл» развернулся 24 ноября в зале епархии, и продлился до позднего вечера, с 18 до 21 часа. Выступал доктор исторических наук, преподаватель Санкт-Петербургской академии, медиевист и специалист по Древнему Новгороду Алексей Петров, настаивавший на том, что история Западной Европы – неотделима от Христианства, и неразрывно сплетена и с историей допетровской Руси. Его оппонентом выступал протодиакон Владимир Василик, известный крайне ригористичной своей позицией, многим знакомой по публикации на «Русской народной линии»: подлинное христианство – только православное, византийское и русское, европейская же цивилизация веками шла по кривой дорожке, заведшей ее в секуляризм, а затем и в постмодернизм.

Трехчасовой горячий спор на том не закончился, а продолжился на следующий день в зале парка-музея «Россия – моя история». Как и большинство мероприятий Рождественских чтений, эта встреча собрала немало зрителей в онлайн-трансляции. Здесь к спору присоединились протоиерей Константин Костромин, проректор Санкт-Петербургской духовной академии, занявший центристскую позицию, а в качестве арбитра выступил протоиерей Игорь Шестаков.


Эта панельная дискуссия называлась «Александр Невский и немецкие рыцари: взгляд из-подо льда». Не в том смысле, что глазами утонувших поверженных ливонцев, но глазами археологов, через «толщу веков». В ней приняли участие Иван Семьян, заведующий лабораторией экспериментальной археологии ЮУрГУ и Владимир Штайнер, ведущий представитель движения исторических реконструкторов на Урале. Здесь спор о цивилизационном выборе в итоге сменился обсуждением тонких нюансов, разговором между компетентными специалистами о том, из чего готовились кольчуги и мечи, как выстраивались отношения между князьями и вечем в рамках Новгородской демократии, какой вес мог выдержать лед Ладожского озера, разоблачение популярных мифов и выдвижение смелых гипотез.

Так же параллелям, но уже в большей мере историко-культурным была посвящена секция-панель чтений, которая прошла в ЧГИК – местном институте культуры. Центром секции стала лекция профессора Ирины Морозовой об сокровищах искусства Нижнего Новгорода, демонстрирующих русские культурные параллели разных времен. Другие выступающие обращались естественно и к Новгороду Великому, к его архитектуре, и к имени и образу Александра Невского в российской топонимике, названиях храмов, шедеврах искусства.

Южно-Уральский государственный университет проводил конференцию «Святой благоверный князь Александр Невский в культуре России». По сути она оказалась «смотринами» молодого факультета теологии, не так давно возникшего в этом вузе. Тон конференции задавали профессор Наталия Парфентьева, исследователь традиций приуральского церковного пения, и молодой ученый Александр Андреев – как раз специалист по истории Католичества! Спор завершился тем, что примиряет православных и католиков, а именно борьбой с ересями и лжеучениями – докладом священника Константина Притчина о культе «отрока Вячеслава Чебаркульского». Участники поздравили иерея Константина с грядущим выходом его обстоятельной книги об этом вредном учении, на которую батюшка недавно получил из Москвы благословляющий гриф Издательского совета Русской Православной Церкви.


Отдельной секцией проходила в помещении Центра Народного единства встреча «Новые вызовы в миссионерской работе и формирование ответов на них». Здесь выступали руководитель миссионерского отдела епархии Константин Путник и Елизавета Щетинина. Константин Путник, говоря об информационной безопасности подростков, делал акцент на «информационную войну» и возможные ее психоневрологические последствия для молодежи. Доклад его назывался «Зависимое поведение и органическое поражение центральной нервной системы». Проблема серьезная и озабоченность ею докладчика понятна, однако заметим, что Константин Путник, историк по образованию, публицист и сектовед по призванию, не является профессиональным медиком.

Диалогом, а точнее полилогом между представителями власти, науки (истории и архитектуры) и духовенства обернулся круглый стол «Сохранение памятников культурного наследия» (храм святого благоверного князя Александра Невского)». Храм на Алом поле, выстроенный по проекту великого архитектора А. Померанцева, один из старейших в Челябинске и на Южном Урале был передан верующим не так давно, переживает сейчас масштабную реконструкцию, в нем открываются прежние фрески.

Строительству храмов была в основном посвящена и он-лайн пресс-конференция владыки Григория, митрополита Челябинского и Миасского, собственно открывшая Рождественские чтения. С вопросом к архипастырю мог обратиться любой житель области.

Отметим также прошедшие в рамках Чтений конференцию духовенства, катехизаторов и мирян: «Служение Церкви во время пандемии» и секция Координационного центра Челябинской епархии по противодействию наркомании и алкоголизму.

Рождественские чтения в Челябинске удались: пусть столичных звезд было не много, споры оказались горячи. И даже тот, кто остался при своем мнении, обогатился новыми знаниями.


Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930