Россия / 26 ноябрь 2020

Дороги в Вологодской области: была ли жизнь до БКАДа?

Дороги в Вологодской области: была ли жизнь до БКАДа?

В последние годы развитие автодорожной сети в Вологодской области идет особенно активно. О прошлом, настоящем и будущем вологодских дорог - в нашей статье.

Объемы дорожных работ в Вологодской области в последние годы впечатляют уже отвыкших от такой картины жителей региона. Конечно, главным «застрельщиком» резкого увеличения темпов стал нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Однако активные ремонты начались в области задолго до проекта, пусть и не в таких масштабах.

I.

К концу 1980-х годов большинство населенных пунктов Нечерноземья РСФСР не имели устойчивого автомобильного сообщения между собой. Вологодская область была не исключением — добраться до многих райцентров из Вологды на автотранспорте было подчас практически невозможно. Внутрирегиональные дороги в то время представляли собой, как правило, разбитые и периодически размываемые грунтовки.

Так, автодорог до Вытегры, Нюксеницы, Тарноги, Великого Устюга, Кич-Городка и Никольска дорог в то время не было от словам совсем — и местные жители добирались до Вологды и обратно исключительно самолетом. Поездка от Тотьмы до областной столицы в межсезонье занимала минимум неделю. Летом и зимой было быстрее — существовал хотя бы водный путь по Вологде и Сухоне. Нельзя было доехать на автомобиле от Харовска до Вожеги, а устюжанам, желающим попасть в Москву, приходилось добираться через Костромскую область.

Уже на излете существования советское правительство все же взялось решать эту давно назревшую проблему. В 1988 году вступила в действие государственная программа строительства и реконструкции автомобильных дорог в Нечерноземной зоне РСФСР. Согласно документу в течение ближайших 7 лет в нечерноземной зоне республики предполагалось ввести в действие до 200 тысяч километров новых автомобильных дорог, в том числе 60-70 тысяч км общего пользования и 110-130 тысяч — внутрихозяйственных.

Решать такую масштабную задачу было поручено военным — строить умели быстро и более-менее качественно, а расходов меньше. Для этого в Вологде, Кирове и Рязани сформировали три дорожно-строительных корпуса. Комплектовались они, как правило, из солдат-срочников, а руководили строительством офицеры из инженерных войск.

62-му корпусу предстояло строить дороги в Вологодской, Архангельской и Костромской областях (последнюю, впрочем, скоро отдали Рязанскому корпусу). В его состав вошло порядка 27 тысяч человек.

ДСК № 62 строит дорогу. Фото: https://www.krassever.ru/article/zhiteli-bosikom-vykhodili-plyasat-na-svezhiy-asfal-t

Солдаты учились буквально на ходу, и скоро корпус сдавал ежегодно порядка 200 километров дорог.

Период работы 62-го корпуса пришелся на непростое время. С распадом СССР солдаты из бывших союзных республик начали уезжать домой. Затем начались проблемы с финансированием и от многих планов пришлось отказаться. В 1999-м году корпус был расформирован.

Всего военные успели построить в Вологодской области более 2 тысяч км дорог, соединивших все муниципальные образования с областным центром. Конечно, от современных — да и тогдашних — инженерных стандартов они были далеки. Хромало качество полотна, в 90-е зачастую не хватало необходимых материалов, мало военные задумывались об отводах воды и надлежащем укреплении грунта. И тем не менее эти дороги служили вологжанам многие годы, с ними появилось регулярное автосообщение, а в районы пришла новая жизнь. И сейчас даже страшно представить, что случилось бы, не будь их в самые тяжелые для нашей страны времена.

II.

Построенные наспех и по «облегченным» методикам, уже к середине нулевых внутриобластные дороги начали постепенно разрушаться. Однако дело было совсем не только в их качестве. Одновременно быстрыми темпами росла и нагрузка на покрытие. Еще в 2000 году прирост объемов автомобильных перевозок в 2 раза превышал прирост протяжения сети дорог. Активное движение тяжелых прицепов и фур, а также резко умножившегося личного автотранспорта разбивали асфальт до почти непригодного состояния. При этом полноценный ремонт дорог региону был не под силу, поскольку не хватало самого главного — денег. Единственное, что могли делать власти, лишь ежегодно подлатывать особенно разрушенные участки заплатами. Но весна сменяла зиму, а осень лето и на следующий год все приходилось повторять сначала.

Теряя свои «одежды», дороги при этом отнюдь не теряли важности и значимости для населения. Более 33% грузовых и 90% пассажирских перевозок в регионе уже были автотранспортными!

При этом в регионе реализовывались крупные федеральные проекты — строительство трассы А-119 «Вологда — Медвежьегорск», обход Вологды, ремонт трассы А-114 «Вологда — Новая Ладога». Впрочем, на то они и федеральные, что финансировались из бюджета страны.

К 2010 году качество региональных дорог не отвечало никаким требованиям. А к 2013 году уровень их несоответствия технико-эксплуатационным требованиям достигал уже более 96%! Выше показатель был только у соседней Архангельской области. Там уровень несоответствия приближался 99%, что делало регион абсолютно худшим в РФ. Малочисленные попытки выправить ситуацию успехов не приносили, а крохотные местечковые ремонты (не более 37,4 км в год) лишь больше злили уставшее население. Принимаемые целевые программы толку приносили мало — планы зачастую так и оставались лишь планами, а средств не хватало даже на содержание. Так, с 2010 по 2013 годы на содержание дорог в регионе выделялось средств не более трети от потребности. Как и четверть века назад дороги стали едва ли главной проблемой региона.

Надежда на лучшее появилась лишь с созданием в 2012 году специального Дорожного фонда области. Основная часть его доходов формировалась за счет акцизов на топливо и ГСМ, а также транспортного налога.

Благодаря средствам Фонда удалось не только существенно увеличить объемы ремонтов (иногда до 200 км в год), но и обратить внимание на почти погибшие внутрирайонные и сельские дороги.

— В следующем году программа капитального строительства будет продолжена в другом объеме. Мы поставили задачу освоить инвестиции в строительство социальных объектов в размере 3 млрд рублей, а размер Дорожного фонда должен достигнуть 4 млрд рублей. Эта сумма будет потрачена на строительство и капремонт дорог регионального и местного значения. Надеюсь, что за ближайшие 2-3 года мы приведем в относительный порядок все дороги области, — отмечал тогда губернатор Вологодской области Олег Кувшинников.

Однако «относительный» порядок все же не «полный», как бы того ни хотелось измучившимся от негодных дорог вологжанам. С учетом тяжелой мировой конъюнктуры, роста цен и валюты, средств Фонда по-прежнему хронически недоставало. А объемы ремонтов и строительства никак не поспевали за темпами деградации дорог. Так, в 2015 году Дорожный фонд Вологодской области составил около 4 миллиардов рублей. Самой большой статьей расходов стало содержание региональных дорог — 1,58 миллиарда рублей. В 2016 году фонд увеличился еще почти на миллиард. Но и ремонту подлежали 2,6 тысячи километров, тогда как фактически средств хватало лишь на ремонт в среднем не более 100 км в год. В результате разрушение дорог шло прогрессирующими темпами, и затраты на их ремонт становились сопоставимыми со строительством новых. Единственным выходом было обращать внимание на наиболее разрушенные участки дорог: «Чекшино-Тотьма-Никольск» на пути до Великого Устюга, «Урень-Шарья-Никольск-Котлас» в Кич-Городецком районе, «Сокол-Харовск-Вожега» и другие.

Дорога Чекшино-Тотьма до ремонта. Фото: https://okuvshinnikov.ru/

Стоит отметить, что не способствовала улучшению ситуации и вялая работа местных властей, несмотря на выделяемые из Дорожного фонда субсидии. В начале 2016 года губернатор даже устроил разнос главам администраций и чиновникам, отвечающим за развитие дорожной сети.

— В социальных сетях и блогосфере самый популярный эпитет для муниципальных дорог – «убитые»! Ежедневно появляются новые жалобы людей на ямы и выбоины, разбитые дороги в городах и районах, которые находятся в неудовлетворительном состоянии. И претензии вологжан совершенно оправданы. Я призываю вас сфокусировать все свое внимание на этой проблеме, иначе последуют незамедлительные кадровые решения, — заявил Олег Кувшинников.

И тем не менее за несколько лет существования Дорожного фонда было отремонтировано порядка 700 км областных дорог. В общем километраже объемы пусть и невелики, но хотя бы это стали полноценные ремонты полотна, а не безнадежное залатывание ямок. Однако, несмотря на очевидные успехи, согласно данным Росстата, в 2018 году еще только 28% дорог Вологодской области соответствовали нормативам. Вологодчина находилась по этому показателю на 7 месте из 10 по Северо-Западу. При этом в 2016 году этот же показатель был 25%.

III.

В 2017 году в России стартовал национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В течение двух лет в рамках проекта в нормальное состояние приводились дороги в 36 регионах страны. А в 2019 году количество регионов, на которые распространяется проект, значительно увеличилось — до 83. Вошла в их число и Вологодская область.

Проект БКАД рассчитан до 2024 года. В Вологодской области за эти годы планируется полностью отремонтировать 2,5 тысячи километров региональных дорог. Также будут построены, реконструированы и отремонтированы 77,3 км улиц в Вологде и более 106 км — в Череповце и Череповецком районе. В общей сложности на эти цели планируется выделить порядка 40 млрд рублей из федерального, областного и местных бюджетов.

Можно сказать, что первый год действия проекта пошел на «раскачку». В 2019 году общий объем финансирования из бюджетов всех уровней в Вологодской области составил порядка 3,5 млрд рублей. На эти деньги в итоге удалось отремонтировать 260,4 км дорог регионального и муниципального значения. Всего работы прошли на 36 объектах. Среди самых крупных можно выделить ремонт дороги «Вологда-Норобово» с подъездами к деревням Непотягово и Минькино, дороги «Лентьево-Бабаево-Борисово-Судское» (обошедшуюся в 243 млн рублей), «Череповец-Белозерск-Липин Бор» (246 млн рублей), «Воскресенское-Иванов Бор-Кириллов» и «Шексна-Сизьма». В целом же доля автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям увеличилась до 35,8%.

А уже в 2020 году пришла пора и первого рекорда проекта на вологодской земле. К ноябрю текущего года подрядчики полностью отремонтировали аж 875 км областных дорог. На эти цели было выделено 14 млрд рублей. Цифры впечатлили губернатора.

— Таких объемов не было никогда, — отметил глава региона на одном из совещаний.

На эти деньги были отремонтированы участки дорог в Бабаевском, Бабушкинском, Верховажском, Вологодском, Грязовецком, Кадуйском, Кич-Городецком, Междуреченском, Сокольском, Тарногском, Усть-Кубинском, Устюженском и Череповецком районах.

На 2021 год в регионе запланировано отремонтировать чуть поменьше — «всего» 624 км дорог. На это выделено 10,7 млрд рублей.

Особо стоит отметить, что в рамках проекта БКАД в порядок приводятся не только в районах, но и улицы Вологды и Череповца. Так, Вологде на ремонт 20 улиц выделено на следующий год 600 млн рублей. В Череповце такое же финансирование направят на ремонт 10 улиц.

Изменился и подход к заключению контрактов с дорожными строителями. По словам Олега Кувшинникова, в работе с подрядчиками необходимо переходить на контракты «жизненного цикла», когда одна организация занимается и проектированием, и строительством, а в последующем и обслуживанием построенного участка дороги.

— В этом случае подрядчик будет знать, что любое отступление от технологии впоследствии будет устраняться этой же компанией за свой счет. Уверен, это приведет к повышению качества работ. Перейти на заключение таких контрактов мы должны в кратчайшие сроки, — считает губернатор.

А еще в 2020 году была сверстана интерактивная карта ремонтов дорог в Вологодской области, на которой отмечены объекты всех уровней. По мере надобности ее будут дополнять новыми объектами и убирать уже готовые. Пока что вся область на ней едва ли не сплошь покрыта разноцветным иконками со значком ремонта. И после долгих-долгих лет разрухи эта картина действительно радует глаз.

Конечно, ремонты продолжатся в области и по окончанию действия проекта БКАД. Но основное внимание властей будет, несомненно, направлено уже на местные и сельские дороги. По ним ведь тоже ездят люди. Пока еще ездят.

Карта ремонтов дорог в регионе. Скриншот с сайта: https://okuvshinnikov.ru/prog/programma_gubernatora_dorogi_35/


Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Октябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031