Быстрый взлет и незаметный уход со сцены балерины Надежды Павловой: почему она ушла в тень?
Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. В 70-е годы прошлого века балетный мир буквально взорвался - на II Московском международном конкурсе балета Гран-при завоевала никому до того неизвестная 17-летняя девочка из Перми Надя Павлова. Совсем юная, не из столиц, очень скромная, она на сцене творила что-то невообразимое, демонстрируя совершенно зрелое мастерство. Знатоки балета были в шоке, но и заинтригованы. Откуда вдруг возник этот бриллиант чистой воды?!
Папа - рентгенолог, мама - воспитательница детского сада, обычная советская семья, жившая в Чебоксарах. Надя с детства проявила любовь к танцам, и ее отдали в 7 лет в хореографический кружок при Доме пионеров. Там талантливую девочку заметили педагоги Пермского хореографического училища. Поступив туда, Надя стала заниматься с Сахаровой Людмилой Павловной, в преподавании которой сочеталось все лучшее из московской и ленинградской школ балета.
Талант Нади был очевиден. Во всех ученических спектаклях она танцевала главные партии.
Вместе с Пермским театром она, еще будучи ученицей, гастролировала по миру. Успех на конкурсе в 1973 году сделал ее знаменитой. В следующем году она закончила училище и была немедленно принята в труппу Пермского театра. Но на юную звезду положили глаз два самых знаменитых театра СССР - Большой в Москве и Кировский в Ленинграде. Что выбрать? Надя выбрала сцену Большого театра, где сразу стала получать главные роли.
Картина Широкова изображает балерину в репетиционном зале. В черном трико Надя Павлова задумчиво грызет ноготь. Она в процессе творчества, в процессе работы. Картина написана в сдержанной манере, нарочито скромно. По-моему, очень точно передан образ юной балерины.
С Надеждой в Большом стали заниматься мэтры - Асаф Мессерер и Марина Семенова. На сцене она блистала в классическом репертуаре. Казалось, балерину ждет блистательное будущее примы мирового значения, что она будет танцевать еще лет 30, как минимум. Вспомним, что Галина Уланова, например, выходила на сцену до 50 с лишним лет, Майя Плисецкая - до 65. Но Надя Павлова как-то незаметно исчезла со сцены в молодые годы.
К тому же ее нечастые выступления, начиная с 80-х годов, перестали быть сенсацией. Что случилось?
Мне кажется, дело в характере Надежды. Она скромный человек, чуждый коварства и склонности к интригам. Большой же театр в те годы (и не только) был, судя по воспоминаниям причастных к нему, клубком змей. Особенно в балете сталкивались амбиции многих очень талантливых людей. Девочка из провинции, лишенная акульей хватки, была там как золотая рыбка среди акул. Она любила балет, но мир злобного соперничества был ей чужд.
Надя рано вышла замуж - за своего партнера Вячеслава Гордеева. Отношения между ними были сложными, и в 1986 супруги развелись. Свое настоящее счастье Надежда нашла с психоаналитиком Константином Окулевичем.
Продолжая еще танцевать, Надежда в 1984 году закончила ГИТИС и стала педагогом-репетитором. Она плавно перешла со сцены в репетиционный зал в качестве педагога. Думаю, она трезво взвесила свои возможности и желания и выбрала стезю вне света софитов. Сейчас Надежда Васильевна - профессор ГИТИСа и балетмейстер-репетитор балетной труппы Большого театра. Скромная, талантливая, счастливая женщина.
Почитайте еще на моем канале:
Противоречивый образ ростовщика и банкира в искусстве
Самурай, ставший христианином: судьба первого японского посла в Европе
В блоге мужа:
Новые правила кинопремии "Оскар" какие-то подозрительные
Источник