Россия / 30 ноябрь 2020

В Оренбургской области приняли закон о противодействии сниффингу

В Оренбургской области приняли закон о противодействии сниффингу

В регионе уже восемь детей стали жертвами опасного пристрастия. Три смерти в 2019 году и пять - в 2020 году.

Первые случаи в области сбили с толку как родственников, друзей и учителей, так и медиков со следователями. Это были смерти не от алкогольного отравления или травмы, не от проблем со здоровьем. На то, то произошло, указывали лишь некоторые предметы рядом с телами. Баллоны от спреев, зажигалки, пакеты. Считается, что сниффинг пришел в Россию примерно в 2013 году, и конечно, первыми его «опробовали» подростки из столицы и крупных городов. Слово «токсикомания» к тому времени уже почти забылось, осталось где-то в 1990-х. Да и дети изменились: это уже не маргиналы из подворотни, а школьники из приличных семей, любимые сыновья и внуки, окруженные заботой и друзьями. Родители многих из них потом оскорблялись на вопросы следователей, до конца не веря, что их чадо способно на столь асоциальное занятие. Но спустя несколько десятилетий смерть от яда вновь стала реальной угрозой, с которой почти невозможно было бороться без специальных инструментов. Потому что невозможно бороться с самыми простыми бытовыми предметами, которые продаются в каждом магазине. Это же не наркотики или сильнодействующие лекарства, разве можно просто взять и запретить их?

Оказалось, не только можно, но и нужно, причем как можно скорее. О запрете продажи на уровне всей страны давно говорят, но до принятия закона еще очень далеко, его нужно разработать, обсудить, принять. Тем временем в столице и регионах дети вовсю знакомятся со смертельным врагом. Зачем? С теми же целями, зачем рано или поздно пробуют сигареты и алкоголь, а то и что похуже. Психологи сходятся в одном: ребята действуют не из каких-то мрачных целей, а просто из банального любопытства. Эти средства, что стоят дома на полке или продаются в магазине, не кажутся им такими уж опасными. Но любопытство привело к трагедиям уже во многих регионах. Опасность бытовой химии как раз в том, что она не выглядит опасной. Даже маркировка о токсичности мало кого смущает. Но как известно, все дело в дозировке. Использовал баллон по прямому назначению — ничего страшного не произошло. Чуть превысил дозировку — умер. И никто точно не знает, как определить ту самую грань, которая отделяет безобидный тюбик от смертельного яда. Да и для каждого организма она своя, а для детей и подростков и вовсе очень размытая.

Когда подняли вопрос о запрете свободной продажи, по соцсетям прокатилась волна негодования подростков. Они возмущались, что их лишают основных прав и свобод, запрещая покупать самые обычные бытовые товары. Но практика показывает, что по-другому никак: сниффингом «балуются» те, кому еще не исполнилось 18 лет. Да и популярность этого рискованного увлечения выше всего среди детей 11-16 лет, а с возрастом лишь падает. Еще одна опасность в том, что выжившим очень трудно вернуться к нормальной жизни. Так, например, один из погибших оренбургских подростков токсикоманил в квартире с подругой. Девочка успела понять, что что-то идет не так, и выскочила на улицу глотнуть свежего воздуха. Ее чудом спасли, но она прошла сложный курс реабилитации и до сих пор, спустя много месяцев, живет под присмотром медиков. Можно сказать, ей повезло, ведь даже если не умереть, то можно лишиться разума: пары яда приводят к слабоумию. Ее другу не повезло, он просто не успел выбежать на улицу, хотя возможно, его спасли бы несколько вдохов воздуха.

В Оренбуржье с инициативой о наболевшем законе к региональному Законодательному собранию обратилась прокуратура. В ЗС надзорное ведомство представило проект по ограничению продажи некоторых товаров. Их объединяет одно: все они содержат сжиженные газы с углеводородным составом. Именно такие соединения смертельно опасны при обращении не по инструкции. Да и в инструкции всегда есть оговорки: используйте в хорошо проветриваемых помещениях!

Это предложение от первого зампрокурора области Андрея Вязикова легло в основу поправок закона «О мерах по защите нравственности несовершеннолетних детей и обеспечению их прав на охрану здоровья на территории Оренбургской области». Поправки, которыми занимались в комитете по здравоохранению заксоба, предполагали перевести легкодоступные товары в раздел запретных для покупателей младше 18 лет. Опирались в их составлении на пункты ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка» и «Об основах охраны здоровья граждан». Скорее всего, спустя какое-то время, когда возмущенные подростки успокоятся, они поймут, что их права никто не ограничивал. Наоборот: закон защитил одно из главных прав — на безопасность, полноценное психическое и нравственное развитие. 17 ноября проект обсудили депутаты заксоба, а 26 ноября поправки приняли на очередном заседании.

– Сейчас сниффинг набирает популярность среди детей и подростков, ведь ребенок может купить товар практически в любом магазине. Серьезная опасность еще и в том, что определенной летальной дозы не существует, – прокомментировала решение председатель комитета оренбургского ЗС по здравоохранению Татьяна Шукурова. – Мы убеждены, что реагировать нужно оперативно. Поэтому не дожидаясь федерального регулирования, решили повлиять на ситуацию силами областного закона.

Татьяна Шукурова. Фото zaksob.ru

До этого поправки в этот же областной закон уже вносили. Летом прошлого года, например, ограничили курение кальяна и вейпа для подростков. Сейчас — ограничили что-то новое, о чем в прошлом году и не думали. Поправки означают, что на территории области запретят продажу детям до 18 лет товаров со сжиженными углеводородными газами в составе. Этот запрет приняли раньше, чем на федеральном уровне, поэтому пока еще остаются некоторые вопросы по его применению. Например, как отслеживать продажу? Сигареты и спиртное для малолетних покупателей давно под запретом, но многие находят лазейки, нарушая закон. Особенно часто этим грешат небольшие лавки и павильоны, где могут продать «сигареты для папы» знакомому подростку. А если продавец слишком принципиальный, подросток может уговорить взрослого доброго дядю или сердобольную тетю совершить покупку за него. В любом случае ответственность — пока что административная — ляжет на продавца. Какие будут размеры штрафов и другие санкции — покажет практика.

В любом случае пройдет еще немало времени, пока к новому закону привыкнут и юные покупатели, и продавцы. Пока же родителям стоит быть настороже и внимательно отнестись к такой простой и привычной бытовой угрозе. Отследить, чтобы дома не было в свободном доступе ничего из «запрещенки». Да-да, ее ведь вовсе не обязательно покупать, можно захватить из дома побаловаться с друзьями. Кстати, друзей тоже не мешало бы проверить. Психологи и правоохранители давно заметили, что токсикоманят дети в группах «по интересам». И частенько со стороны эта группа домашних воспитанных ребят вызывает не подозрение, а умиление. Взрослые и не догадываются, какие именно «вредные советы» друзья обнаружили на просторах интернета и собираются воплотить в жизнь. Надо только сбегать домой, принести кое-что с кухни. Новый оренбургский закон призван бороться и с пропагандой сниффинга в интернете, но это тоже требует времени. Пристрастие к яду далеко не всегда сразу заканчивается смертью, иначе оно не получило бы такую известность. Родители подростков, попробовавших газ, поделились, что их дети резко изменили поведение. Они стали раздражительными и замкнутыми, забросили прежние интересы и увлечения. Среди внешних признаков можно отметить красный и шелушащийся нос, темные круги под глазами. Но главное помнить: запреты полностью не решат проблему, надо стараться растить детей в доверии и знакомить их с безопасными увлечениями.


Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031