Россия / 30 ноябрь 2020

Бесхозные теплосети Воронежа оказались «урожайными» на прорывы

Бесхозные теплосети Воронежа оказались «урожайными» на прорывы

По оценкам экспертов, хотя в этом году темпы пуска тепла и превысили среднегодовые, сам процесс пуска тепла проходил, мягко говоря, не без греха.

Начало отопительного периода сразу вскрыло «болевые точки» воронежской коммунальной системы. Едва стартовал отопительный период, как в местных СМИ и социальных сетях замелькали сообщения о многочисленных перебоях с теплоснабжением. Их условно можно разделить на категории:

— порывы на магистральных бесхозяйных сетях;

— порывы на сетях имеющих хозяина, а также на городских сетях, переданных в концессию;

— локальные аварии, обусловленные различными «форс-мажорами» и разгильдяйством управляющих компаний.

Ранее мы публиковали материал, в котором говорили, о том, что в целом в жилищно-коммунальной системе Воронежа наводится порядок, и из «чёрной денежной дыры», каковой она была в 90-х, ЖКХ превращается в упорядоченную систему. И это действительно так.


Стоит отметить, что усилия мэра Вадима Кстенина, а также его предшественников дали определенные результаты. Воронежцы помнят и «веерные отключения» водоснабжения, и многодневное отсутствие тепла. Сегодня такие вещи – хочется в это верить – остались в прошлом навсегда. И все же, стоит признать, что от нанесенного в 90-е годы удара ЖКХ Воронежа пока ещё не оправилось на все 100 процентов. Подтверждением тому стал старт отопительного периода 2020-21 гг.

Отопительный сезон в этом году стартовал в Воронеже 15 октября. А спустя 5 дней мэрия отчиталась, что тепло пришло уже в 91% жилых домов. Однако, через несколько дней СМИ и социальные сети сообщили о первых серьезных порывах. Тепла и горячей воды лишились более 140 многоквартирных жилых домов. Следующая крупная авария выхолодила квартиры 36 многоэтажек. 15 ноября на холодные батареи пожаловались жильцы 28 многоэтажных домов.

По оценкам экспертов, хотя в этом году темпы пуска тепла и превысили среднегодовые, сам процесс пуска тепла проходил, мягко говоря, не очень хорошо. Нередко жители домов жаловались на то, что в одной комнате тепло есть, в другой нет, а управляющие компании – особенно крупные — не спешили реагировать на жалобы. Отчасти это объясняется «оптимизацией» сотрудников: «Раньше было на участке два слесаря, а теперь, не уверен, есть ли вообще»,- поделился один из старожилов, не первый год «бодающийся» со своей управляющей компанией.

Бесхозные – «урожайные»

Самые «урожайные» по количеству порывов и общественному резонансу это именно бесхозные сети теплоснабжения и горячего водоснабжения. Таковые появились в результате коммунальных реформ прошлого.

До развала СССР почти все коммунальные сети были государственные, ведомственные, муниципальные. По сути, это было одно и то же, ведь предприятия принадлежали государству, а муниципалитет входил в единую систему госвласти. У крупных воронежских предприятий, таких как КБХА, Механический завод, ВЭСК и других было собственное жилье куда селили работников. Соответственно, предприятиям принадлежали и коммунальные сети.

Однако, с началом реформ 90-х многие предприятия оказались не в силах тащить «коммунальную лямку». Да и их руководители стали считать систему ЖКХ «непрофильным» активом. В результате целые микрорайоны оказались брошены. Вместо цивилизованной передачи с баланса предприятия на баланс города произошло простое «сбрасывание балласта». И сегодня часть сетей теплоснабжения даже не нанесена на специальные схемы.

Есть в Воронеже микрорайон Придонской, где только в ноябре можно насчитать 6 серьезных перебоев с отоплением. Только вдумайтесь: чаще чем раз в неделю у людей пропадает тепло! И это до наступления календарной зимы. Причина такой ситуации в том, что тепло поставляется по ветхим, много лет не ремонтировавшимся, бесхозяйным сетям.

«Там всё ветхое. Мы вот в одном месте участок трубы заменили, и в другом месте на этой же ветке рвется», — поделился один из работников аварийной службы.

Кстати, здесь стоит оговориться, что работы по устранению утечек велись Городской аварийно-ремонтной службой даже в темное время суток: «Работать будем, пока тепло не подадим, что ж люди мерзнуть будут…», — заверил тот же сотрудник. Получается, недоработку вынуждены исправлять простые труженики.

Кому принадлежали эти сети, наделавшие столько шума, точно уже не скажешь, и теперь предстоит длительная процедура по приему сети на баланс и передачу в эксплуатацию предприятию-концессионеру. Сначала сети нужно нанести на схемы-планшеты. Далее следует процедура официального признания их бесхозяйными. На это уйдет как минимум год, ведь согласно закону нужно дать время: есть теоретическая вероятность, что собственник объявится. Лишь по прошествии этого срока ветхие трубы официально будут приняты на баланс муниципалитета, а уже после переданы эксплуатирующей организации.


Концессия приводит в равновесие

Найденная воронежским руководством форма решения проблемы – передача муниципальных и бывших бесхозяйных сетей в концессию отчасти решает проблему. Надо отдать должное, что на концессионных участках порывов чуть меньше. К тому же, есть конкретная организация, отвечающая за качество предоставляемой услуги, на плечи которой и ложится ответственность за устранение аварий.

В Воронеже основным концессионером, поставляющим тепло и горячую воду, стало ПАО «Квадра». Только минувшим летом на территории города-миллионника силами предприятия заменено 32 км теплосетей, из них более 20 км концессионных. Конечно, для крупного это не так много. Хотелось бы увидеть более глобальное обновление. И все же, стоит отметить, что даже такие вложения дали положительный результат, поскольку в первую очередь были переложены самые ветхие и опасные в плане потенциальных аварий участки.

Что касается текущей ситуации, то и сейчас специалисты предприятия не сидят сложа руки, тем более, что аварии возникают и на их участках. Например, 24 октября пришлось заменить 2,5 метра трубопровода 500-миллиметрового диаметра, чтобы вернуть тепло и горячую воду в квартиры боле чем сотни домов.


27 ноября работники «Квадры» устранили ещё одну аварию и заменили ветхий участок теплосети, питающей целый микрорайон. Правда, в этой ситуации удалось обойтись без слива теплоносителя из домов, так что батареи в квартирах остывали медленно, что позволило минимизировать негативный эффект для жителей.

Подводя итог, можно сказать, что передача сетей в концессию может стать для Воронежа достаточно эффективным способом решения проблемы. Пусть не идеальным.

Для УК нужна жесткая рука

Ещё одна часть коммунальных аварий не вызывает резонанса в СМИ и соцсетях. Ведь если тепла нет в одном доме или в части квартир, питающихся от одного стояка, то и поводов для беспокойства немного. Между тем нередко именно такие аварии устраняются по нескольку дней, а в отдельных случаях проблема сохраняется неделями.

Например, в одном из домов в центре города на чердаке лопнул перелив, в результате чего кипятком была залита квартира верхнего, пятого этажа. Подача тепла была отключена во всем доме.

В этом случае устранение аварии ложится целиком на УК, которая не спешит реагировать, тем более, что после всех «оптимизаций» штатной численности осталось не так много рабочих рук. При этом, обидно, что самое крупное объединение управляющих компаний Воронежа, входящих в состав холдинга «ПИК – Комфорт» давно стало головной болью: повышение стоимости коммунальных услуг не улучшает их качество.

Что делать жителям?

К сожалению, сами граждане сегодня ведут себя зачастую пассивно. Многие «активисты», ограничиваются написанием жалоб в соцсетях. На них, конечно, сегодня власти вынуждены реагировать. Но эффект был бы намного выше, если бы люди стали наконец активно бороться за свои права.

Отметим также, что сегодня управляющие организации самостоятельные коммерческие предприятия, работу которых оплачиваем мы, простые жители. И именно мы можем требовать качественной работы за свои деньги. Также законом предусмотрена возможность сменить управляющую организацию. Дело муторное, но вполне реальное.

Что же касается муниципальной власти, то рычагов влияния на управляющую компанию у нее практически нет.

27 октября были внесены изменения в ст. 157 Жилищного кодекса. В соответствии с ними, владельцы квартир получили возможность требовать перерасчет оплаты коммунальных услуг, если таковые оказаны некачественно. Например, отсутствие подачи тепла в течение 4 часов в сутки уже может стать поводом для перерасчета.

Отрезвляюще действует обращения в Государственную жилищную инспекцию. Для этого не нужно даже являться туда лично. Достаточно подать заявление онлайн. ГЖИ обязана проверить жалобу.


Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Май 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 
х