Как гражданское общество защищает зеленые зоны в Калининграде
В Калининграде активность общественников по сохранению зеленых насаждений приводит к уникальному в масштабах России результату – как правило, власти идут навстречу активистам, и зеленые зоны защищаются от вырубки.
В качестве конкретных примеров можно привести защиту от топоров дровосеков участка на ул. Галицкого на кладбище кенигсбергских профессоров, сквер возле памятника «Мировые часы», рощу с вековыми дубами в микрорайоне им. А. Космодемьянского и другие.
«По каждому из этих участков я лично обращалась к губернатору Калининградской области Антону Андреевичу Алиханову, и он всегда принимал решения в интересах общества, давая поручение соответствующим структурам найти механизм урегулирования конфликта, чтобы сохранить зеленые зоны. В частности, по дубовой роще, предполагаемая вырубка которой вызвала массовое недовольство жителей, власти приняли решение запретить уничтожение деревьев. На этом участке теперь планируется обустройство зеленой зоны. Мы собрали порядка 500 подписей граждан против вырубки, и губернатор прислушался к мнению людей, за что ему огромная благодарность от всех», — рассказала в интервью «SM-News» эксперт по городской среде Татьяна Батыршина.
Общественный активист Марина Порсина, являющаяся координатором протеста против застройки у озера Дзержинец, считает, что гражданское общество активизируется только при непосредственной угрозе деревьям.
«Прежде чем говорить о системном положительном опыте взаимодействия с властями по защите зелёных зон Калининграда, необходимо понимать, все подобные инциденты регулируются в ручном режиме и по факту неизбежной угрозы уничтожения зелёных зон. В Калининграде заложено более чем достаточно мин замедленного действия в плане общественного резонанса по озеленению. Резонанс обычно появляется, когда начинаются активные действия по вырубке и застройке. В случае с протестом против застройки участка на озере Дзержинец ситуация была предопределена ещё с 2016 года, когда были внесены изменения в генплан города. Однако местные жители активизировались лишь в последний момент, когда стала понятна неизбежность негативного развития событий. В феврале 2020 года на участке под вырубку появились пометки на деревьях, в октябре 2020 года были замечены работы по бурению скважин для инженерно-геологических изысканий. Собственно, в октябре жители района дозрели до начала сбора подписей», — сообщила она.
По словам общественника, с 11 октября по 1 ноября 2020 года против вырубки и застройки участка у озера Дзержинец было собрано 1138 подписей на 51 листе.
«За две с половиной недели сбора подписей был момент, когда закончилась бумага для подписных листов. Люди оставляли комментарии в соцсетях, говорили, что подъехали, а расписаться не на чем. Подписные листы у нас были простыми, без оформления в таблицу и без сквозной нумерации. Протест был спонтанным и нашёл отклик у многих жителей Калининграда. Информация о протесте распространялась через социальные сети. Реакция со сбором подписей пошла лавинообразно после моей заметки в Фейсбуке 13 октября, поэтому меня попросили быть координатором протеста», — подчеркнула Марина Порсина.
Она поделилась с корреспондентом РИА «SM-News» свои опытом взаимодействия с властями.
«Как известно, работа в избирательных округах ведётся депутатами на основе личного приёма. Поскольку ситуация была запрограммирована ещё в 2016 году, когда были приняты изменения в генплан, мы не особо надеялись на контакт с представителями окружного совета депутатов и городской администрацией на этапе сбора подписей. Коллективное обращение было разослано 2 ноября 2020 года пяти адресатам: губернатору, в приёмную заместителя полномочного представителя президента РФ в СЗФО, в агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, главе администрации городского округа «Город Калининград» и в прокуратуру.
20 ноября пришёл ответ от правительства Калининградской области. Заместитель председателя правительства Калининградской области Наталья Ильинична Сибирёва проинформировала нас о намерениях региональной власти поддержать нашу гражданскую инициативу и перевести участок в функциональную зону «Зона озеленения территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса». По регламенту обращения рассматриваются в тридцатидневный срок, поэтому у главы администрации города ещё есть время на ответ. Показательный момент: региональная власть быстрее среагировала на ситуацию с нашим гражданским протестом. Возможно, это связано с тем, что сейчас идёт формирование новой команды в администрации города по причине недавней смены мэра. Окончательную победу мы будем праздновать, когда участку у озера Дзержинец официально присвоят статус особо охраняемой природной территории, то есть ориентировочно, летом 2021 года», — отметила Марина Порсина.
«В 2020 году в сфере озеленения Калининграда произошли беспрецедентные события. Более 100 гектаров городских территорий — парков, скверов, лесопарков и даже один лес были переведены из территорий, на которых можно строиться, в зелёные зоны, при чём на некоторых остановлены начинающиеся уже было стройки. Никогда в таком объёме в истории Российской Федерации, это не происходило – происходили фактически только изъятия. Территории переводились в зелёные зоны по просьбам общественности, жителей города. Уже формируются планы на следующий год, в том числе в других муниципалитетах региона», — подчеркнул в комментарии «SM-News» координатор общественной группы «Союз граждан «Наш регион» Ярослав Воловик, который ведет активную работу по защите зеленых насаждений в Калининграде.
Общественник отметил, что на положительное решение вопросов оказали влияния митинги и акции протеста.
«Конструктивное и приносящее плоды взаимодействие общества с представителями органами власти началось два с половиной года назад, как ни странно, с митингов за спасение озеленения. Организаторы митингов и общество, которое они представляли, те, кто ищет положительный результат и верит в него, нашли общий язык с губернатором области, властями Калининграда и некоторых других муниципалитетов. Набирает обороты служба озеленения Калининграда, созданная в 2019 году как ответ на общественный запрос.
Есть много сложностей, как например, отсутствие юридически оформленных обязательств законодательных собраний перед обществом и исполнительной властью, и, в связи с этим, очень долгое и затруднительное совершенствование законодательства в этой сфере. Но, тем не менее, переход части общества и представителей региональной власти и ряда муниципалитетов от антагонизма и конфронтации к совместной работе, уже дал свои конкретные плоды. И можно надеяться, что через какое-то время Калининград сможет вернуть себе славу одного из самых зеленых городов России», — заявил Ярослав Воловик.