В Ивановской области не приняли дистанционное обучение
Почему в Ивановском регионе родители объединились и выступают против дистанционного обучения школьников? Как удаленка отразилась на жизни и здоровье детей-инвалидов, обучающихся в коррекционных школах? Почему местные власти не слышат доводы родителей о дистанционном вредительстве?
Сегодня наш разговор – о «дистанте».
По Иванову поползли упорные слухи о переводе с начала новой недели на дистанционное обучение учеников 5-х-8-х классов. Сейчас на домашнем обучении старшеклассники из 9-х-11-х классов. Вторая четверть для них началась вот в таком неживом виртуальном формате. И это очень беспокоит их родителей, впрочем – не нравится и подросткам: задают много, объясняют мало, и продовольственные пайки, как в первую волну пандемии, не выдают.
Удаленные проблемы
Представители некоторых политических партий вышли на прошлой неделе к зданию ивановского правительства требовать отмены дистанционного обучения в области. Накануне представители одной из партий в Кинешме сделали то же самое.
Родительское сообщество взволновано до предела. Родители старшеклассников тоже пытаются достучаться до ивановского губернатора и просят объяснить, почему именно старшеклассникам, школьникам выпускных классов, нужно живое обучение в учебном заведении, в обычном и привычном режиме.
Они написали главе региона открытое письмо-обращение.
Коротко суть обращения в том, чтобы хотя бы частично заменить дистанционное обучение – традиционным. По основным предметам, по которым придется сдавать ОГЭ и ЕГЭ. Дети не понимают многих тем и конкретных аспектов в основных дисциплинах. Родители программу за 9-11-й класс объяснить не могут. Репетиторы в бедном Иванове доступны лишь единицам.
Проблемы не за горами. Одна из них – низкие результаты при сдаче экзамена и крах всем планам о поступлении в приличные вузы.
Обращение к губернатору появилось две недели назад. Ответа нет до сих пор. Старшеклассники продолжают с 16 ноября учиться из дома. А по городу поползли слухи о переводе на дистанционное обучение с начала новой недели учеников среднего звена.
Слухи начальник ивановского депздрава Артур Фокин комментировать не стал.
«У нас было три недели незапланированных каникул, в результате чего эпидцепочки разорвались. Что касается слухов, я их слышу много, как и вы. Доверять нужно официальной информации».
А в ответ на них в официальной группе правительства Ивановской области появились вот такие видео.
Учителя призывают родителей и школьников активно соблюдать антиковидные регламенты безопасности. Иначе точно все уйдут на полный «дистант».
«Идет деградация тяжелых детей»
Огромным испытанием пандемия коронавируса и ее последствия стали для семей, где воспитывают особенных детей: с нарушениями опорно-двигательного аппарата, интеллекта, аутизмом и другими серьезными проблемами здоровье.
Сыну Светланы Небовой, Сергею, 17 лет. Мальчик – инвалид детства. Он обучается в восьмом классе коррекционной школы. Женщина одна воспитывает сына, пытаясь в буквальном смысле поставить на ноги. Каждый день Небовых расписан по минутам: занятия в школе, ЛФК, иппотерапия, посещение детского дома творчества, консультации у психологов и пр.
«26 марта объявили обязательную самоизоляцию, и все сели дома. Здоровые школьники с ума сходят. А что происходит с особенными детьми? Что значит для них дистанционное обучение? Какие ценные указания сможет дать по видеосвязи психолог или учитель рисования, или тренер по езде на лошадях? Как проводить дома такие занятия?» — задается вопросом Светлана.
Таких особенных детей, как ее сын, в Ивановской области тысячи. Есть среди инвалидов те, кто умеет самостоятельно ходить, говорить, кто интеллектуально сохранен. Тяжелее всех в ситуации с дистанционным обучением придется именно тяжелым детям, считает женщина.
«Идет деградация тяжелых детей», — уверена она.
Вторая волна пандемии так же не обошлась без корректив в школьной жизни. Сначала продлили каникулы – они длились почти месяц. Потом перевели на «дистант» старшее звено. Сейчас планируют то же самое сделать со школьниками 5-8-х классов.
Все изменения касаются и коррекционных школ.
«Интересно, что в Москве работают все школы-интернаты. А у нас — нет. Между тем, нашим детям не подходит «дистант». Чтобы развиваться, им требуется личное участие педагога. Личное участие массажиста ЛФК и психолога, который к нам приходит домой, берет руки ребенка в свои руки и с ним занимается», — говорит Светлана Небова.
«Когда время упущено безвозвратно»
И это – не только лично ее, мамино мнение. Для обсуждения ситуации редакция РИА «SM-News» пригласила эксперта – ивановского психотерапевта Екатерину Лукашеву. И она подтверждает слова нашей собеседницы.
«Пару дней назад ехала на попутке. Водитель оказался профессионалом, управляющим экскурсионным автобусом. Так вот во времена пандемии даже он соскучился по детскому шуму в салоне — с апреля автобусные экскурсии запрещены. Вот в эти выходные ему повезло: разрешили выехать в Санкт-Петербург воспитанникам одного из интернатов. Как же дети были счастливы! Ведь смена обстановки — немалый вклад в развитие личности, а тут еще не простые детки, а слабослышащие», — рассказывает эксперт РИА «SM-News» ивановский психотерапевт Екатерина Лукашева.
По словам специалиста, дистанционное обучение — это в любом случае ограничение, то есть сужение границ привычной жизни.
«Для детей с особенностями здоровья ограничений хватает. Многие из них и так обделены вниманием ровесников, грамотных педагогов, а зачастую — и родных людей», — уточняет Екатерина.
Педагоги коррекционных школ во имя соблюдения регламентов вынуждены сокращать длительность уроков, а чуть кто из класса приболеет — весь класс выводят на «дистант».
Упускается драгоценное время для обучения новому, закрепления пройденного.
«Для детей с задержкой развития «дистант» просто наказание: им трудно овладеть тонкостями интернета, посмотреть видео-конференцию, пройти интернет-урок. Родители на работе, вот только вечером. И только вечером получается сделать письменные задания и отправить фото педагогу. Таким детям просто невозможно научиться чему-то без живого контакта с учителями», — говорит эксперт.
От отсутствия внеурочной деятельности больше всего страдают дети с патологией двигательного аппарата. Например, как Сережа Небов. Не у всех родителей хватит средств приглашать массажиста домой, чтобы хоть как-то смягчить клинику ДЦП, например.
Альтернативы бассейну дома просто нет. И повторить движения лечебной физкультуры или танца очень сложно, посмотрев видео-урок, без наставлений тренера — никуда.
«В любой реабилитации важно не упустить время. Просто немыслимым в этом плане выглядит 2020-й год. В ситуации с особенными детьми может оказаться, что время было упущено безвозвратно», — уверена Екатерина Лукашева.