Россия / 08 декабрь 2020

Есть ли угроза упразднения самостоятельности Финляндской Архиепископии?

Есть ли угроза упразднения самостоятельности Финляндской Архиепископии?

Что ждёт Финляндскую церковь? Что приготовила ей тёплая забота центра нового церковно-мирового порядка?

За последний год Константинопольский Патриархат взял под усиленный контроль свои автономные церкви в США и Финляндии. В Хельсинки с инспекцией побывала группа митрополитов с Фанара. Членов Синода вызвали прямо в Стамбул к патриарху. Если Церковь уже автономна, то что может произойти? Лишь изменение в сторону меньшей самостоятельности, что и рисует сложившаяся картина.

«Люблю Россию я, но странною любовью». Эти слова поэта мне вспомнились, когда я пообщался с пожелавшим остаться неназванным представителем финского церковного православного сообщества, критически настроенного к России, но дорожащего связями в Санкт-Петербурге. В стране краски Тиккурила и телефонов Нокиа имеется не только штаб-квартира Деда Мороза, откуда дети ждут подарки, но и собственная Православная церковь.

На сайте Финляндской греческой архиепископии заботливо выделен раздел на русском языке – пополняется она по большей части из ненавистного и нестерпимого соседнего русского мира. Оттуда же и святыни: монастырь Новый Валаам со старцем схимником Иоанном Алексеевым и иконами – это не кто иные как бежавшие из Советской России монахи старого Валаамского монастыря. Виски в подвале – чисто финский, это да, а само название Валаама, иконы, святыни, традиции и даже имя настоятеля батюшки Сергия – чисто русские.

Сама Финляндская церковь в составе Константинопольского патриархата — автономная, но сие не от греков, русский дар. Это патриарх исповедник Тихон ей дал автономию. Дал – с полным правом, потому как до 1921 года это была просто епархия Русской церкви и всё. Как и многое в «ближнем зарубежье», это сделано русскими, но потом отобрано, переименовано и… продано.

Знакомые историки из московского православного университета помогают знаниями. Сменились декорации. Греки набросали валежника: автономия якобы от них, и православие тоже. В 1923 году Финляндия обратилась в Стамбул за автокефалией, а получила всего-навсего автономию. Обида, принесённая в жертву европейской идентичности и прочим заморским ценностям.

Страну Деда Мороза захлестнула волна ковидной эпидемии. На гостевой странице на русском – фотография грустного Первоиерарха, архиепископа Хельсинского Льва, с надписью: «Храмы и часовни епархии Хельсинки закрыты на время». Поэтому – самое время для священников и верующих направить свои силы на общественную деятельность. Вспомнился мой собеседник, который, сидя у окна в питерском кафе, рассказывал мне, поправляя очки: «Мы, финны, очень социальны». Так и есть – в Хельсинки вместе с открытием эпидемии стартовал целый Поместный собор. В атмосфере жарких дискуссий.

Патриарх Константинопольский Варфоломей прислал соборянам приветствие. Мой финский друг объясняет: такого раньше не было. В сердце шевельнулась обида: за что же он так не любит своего патриарха. Казалось бы, такая забота: пишет любимым чадам с любовью длинные письма. Я три раза успел отхлебнуть кофе, пока листал этот документ. Всё с любовью. Но что беспокоит финна? – Этого никогда раньше не было. В самом деле, поиск в интернете никаких следов аналогичных посланий не дал. Нигде не упоминается, чтобы после 1923 года Вселенская церковь интересовалась делами в Финляндии. Ну как не интересовалась. Кроме, ясное дело, организации нечастых визитов, формальных выборов архиепископов и яркого феерического скандала с митрополитом Амвросием, который как-то пригласил пожилую лютеранку-архиепископшу в алтарь на литургию в 2015 году на торжество Православия. Тогда-то патриарх Варфоломей впервые крепко задумался о делах в Финляндии. А «странная любовь» финнов к русским, их «особые отношения», неумирающий товарооборот и туристические потоки на фоне экспансии Фанара на Украине заставили патриарха константинопольского позаботиться и на будущее.

На страницах послания патриарха Варфоломея финским соборянам. «Поскольку мы обеспокоены процветанием Финляндской Православной церкви и в будущем, обязываемая всеобъемлющим пастырским долгом Мать-Церковь направляла к вам двух наших представителей в лице Высокопреосвященнейшего Стефана, Митрополита Эстонского и Высокопреосвященнейшего Макария, Архиепископа Австралийского, для оказания помощи и наставления в этом вопросе». В Стамбуле, видно, знают толк в развитии Финляндской церкви. Архиепископ Лев, открывая Собор, объявил, что больше «нет необходимости всё делать одним» – обо всём позаботится Фанар – «ибо наша Церковь-Мать готова оказать помощь нашему развитию предлагаю конструктивные решения того, как нам сохранить своё неповторимость в наше время».

Неповторимость – хорошее, самое точное слово. Теперь Финляндская церковь – точно неповторимая среди всех автономных церквей мира.

В начале октября сего года весь её Синод во главе с самим архиепископом Львом вызвал на ковёр на Фанар Патриарх Константинопольский Варфоломей. Поводом послужил мелкий местный скандал, описание которого по запискам людей из Финляндии, любящих Россию «странною любовью», воспроизвёл на страницах своего ЖЖ известный публицист протодьякон Андрей Кураев. Как побитые школьники, после вызова на Фанар архиепископ Лев и его собратья заявили: «Нам была предоставлена уникальная возможность воссоздать утерянное было единомыслие между нашими собратьями-архиереями. Мы благодарны патриарху Варфоломею за предоставленную возможность открыть новую страницу в нашем сотрудничестве. Мы честно признали, что труды во благо нашей церкви не всегда приносили достойный плод. Нам было важно осознать прошлое, чтобы прояснить направление движения в будущем. … Мы признаём допущенные ошибки. Как отметил патриарх Варфоломей, все мы несовершенны, впадаем во грехи и совершаем ошибки. Никто не лишён недостатков. Каждый из нас далёк от совершенства, и конец этой незавершённости наступит лишь в последний день нашей жизни».

Я не могу представить, чтобы, скажем, митрополит Киевский Онуфрий объявил подобное после встречи со Святейшим патриархом Кириллом.

Но чему удивляться? Ведь, говорят, накануне Православную Финляндскую Архиепископию поставили под плотный контроль Фанара. В Хельсинки прибыли с инспекцией греки-митрополиты Стефан Хараламбидис и Макариос Гриниезакис. Результаты – уже налицо! Что ждёт Финляндскую церковь? Что приготовила ей тёплая забота центра нового церковно-мирового порядка? По документу об автономии «Автономия и способ ее провозглашения», изданному Критским собором 2016 года, судьбу автономной церкви определяет сама автокефальная церковь. Может ли Фанар упразднить автономию? Не будет проблем! Тем более что ни в каких межправославных документах Фанар уже давно не нуждается. Недавний разгром Православной Греческой Архиепископии в США показывает, что власть Фанара над его автономиями усиливается.

То, что началось когда-то с епархии Русской церкви в автономном Великом княжестве Финляндском, может в обозримом будущем превратиться в одну, две или три епархии Константинопольского патриархата в независимой Финляндии. Может ли архиепископ Хельсинкский и всея Финляндии Лев войти в историю как последний архиепископ автономной Финляндской Архиепископии? Почему нет? Резко, неожиданно, или мало-помалу… Как заявил на днях архиепископ Лев, новый Собор будет в апреле. Знают ли в самой Финляндии, какие в отношении Собора приняты решения?

Не уверен…

Автор — Дмитрий Ильин



Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031