Россия / Адыгея / 08 декабрь 2020

Золотая кладовая Аси Еутых

Золотая кладовая Аси Еутых
Уникальная архитектурная достопримечательность республики создается на территории городского парка столицы Адыгеи. Несколько лет здесь строят Золотую кладовую — проект известного на весь мир ювелира, народного художника Адыгеи Аси Еутых. Чем мастер удивит гостей кладовой и что скрывается в недрах здания, узнавала «СА».

Детали
Трехэтажное здание еще обнесено забором, заслоняющим его от любопытных глаз прохожих. Но по верхним этажам видно, что практически завершены работы по внешней отделке и кладовая начала «обрастать» декором. Здание, которое с каждым днем все больше становится похожим на дворец, охраняют восемь ажурных башен, которые будут светиться ночью. На их шпилях красуются фигуры, отлитые здесь же, в мастерской Аси. Слева от парадного входа расположился майкопский бык, справа — лучник из нартского эпоса, целящийся стрелой в высь неба. Статуэтки сделаны из бронзы и покрыты сусальным золотом, они изготовлены так, что не померкнут и через несколько сотен лет.

У центральной лестницы, по которой в Золотую кладовую будут попадать посетители, жители и гости республики, нас встретил супруг Аси Еутых Руслан Туркав.
— Мы ничего не заказываем извне. Все, что вы видите на этом доме, родилось и выросло здесь, в мастерских Золотой кладовой. В основу легла наша история — везде использованы мотивы Майкопского кургана — памятника эпохи ранней бронзы, положившего начало исследованиям Майкопской археологической культуры, — рассказывает он.

Здание, несмотря на архитектурные размеры, будет иметь ювелирную детализацию. Это возможно только в одном случае — когда скульптор является ювелиром. Подобный пример был в средневековой Италии

Крышу обрамляет 10 тонн лепного карниза. Всего лепных элементов, которые украсят дом снаружи и внутри, будет более ста тонн. Весь декор Ася изготавливает лично. Это сложный и трудоемкий процесс: сначала художница рисует эскиз, затем лепит его из пластилина, после, доводя до совершенства, делает изделие из гипса. С него снимают формы и заливают окончательный вариант.
— Искусственный камень на основе белого цемента и песка из реки Белой, который мы используем, не боится времени, от морозов и дождей он только крепчает, — рассказывает Рус­лан.

Он обращает внимание на орнамент, расположенный под одним из окон. На нем изображены львы с кинжалами в лапах — на рукоятях оружия видны даже самые мельчайшие знаки.
— Здание, несмотря на архитектурные размеры, будет иметь ювелирную детализацию. Это возможно только в одном случае — когда скульптор является ювелиром, — говорит Руслан. — Подобный пример был в средневековой Италии. Золотых дел мастер Бенвенуто Челлини не только создавал ювелирные изделия, но и делал скульптуры, отличавшиеся особой точностью проработки каждой детали.
Яблоко для жениха и невесты
Еще не оказавшись внутри здания, понимаешь, что Золотая кладовая станет центром притяжения людей. По задумке Аси перед входом установят золотое дерево нартов. Яблоня будет из бронзы, с позолоченными листьями и достигать трех метров в высоту.
— К дереву, символизирующему источник жизни, будут приезжать молодожены. Здесь они смогут пройти древний обряд. Жених подсаживает невесту, чтобы она потрогала яблоко. Если дотронулась с левой стороны, которая покрыта золотым цветом, у пары родятся мальчики, с правой — серебряного цвета — девочки. Ну а чаще всего невеста касается яблока сразу двумя руками, — улыбается Руслан.
К истории предков
Сразу за парадной дверью, на полу, мозаичное панно, выполненное в античном стиле. Каменная картина собрана из семнадцати видов мрамора и рассказывает о Майкопской культуре четвертого века до нашей эры.

— Здесь воссозданы бык и лев. Эти звери были изображены на серебряных сосудах, найденных в Майкопском кургане. Их первые зарисовки после раскопок делал лично Николай Рерих, — рассказывает Руслан Туркав. — Животные Майкопской культуры отличались своим дружелюбием, обычно на голове хищника или рядом с ним изображались птицы. Мы придерживаемся этой традиции. Посредине композиции протекает Белая, а обрамляют изображение Кавказские горы.

Всего лепных элементов, которые украсят дом снаружи и внутри, будет более ста тонн. Весь декор Ася изготавливает лично. Это сложный и трудоемкий процесс: сначала художница рисует эскиз, затем лепит его из пластилина, после, доводя до совершенства, делает изделие из гипса. С него снимают формы и заливают окончательный вариант

Внутри здания полным ходом идут строительные работы, но это не мешает оценить масштабы проекта.

— Мы хотим завершить строительство к праздничной дате — 100-летию автономии Адыгеи, — делится Руслан.
Здание возводится на средства, вырученные от продаж изделий Аси Еутых.
На первом этаже планируют расположить выставочный зал. В десяти витринах будут экспонироваться лучшие ювелирные работы мастера. Здесь также откроют магазин, где можно будет приобрести элементы одежды, сумки, башлыки, украшения из бронзы. У каждого гостя будет возможность попробовать себя в роли златокузнеца и самостоятельно изготовить, к примеру, наконечник стрелы.
На второй этаж ведет необычная лестница. Все ее сорок ступеней покрыты мозаикой. Немногие мастера решаются делать мозаичные ступени. Это очень сложный и кропотливый процесс. Плиты мрамора распиливают на кубики размером меньше рафинада, а после с помощью наковальни и зубила подбирают детали и собирают рисунок. И только когда картина будет полностью готова, ее фиксируют специальным раствором. Все первые элементы композиций Ася делала сама. Собрать мозаичные полы помогали студенты Адыгейского республиканского колледжа искусств, проходившие в мастерской стажировку. На создание одной ступени в среднем уходило порядка двух недель.
В процессе творчества
Саму Асю мы застали за работой. В своей мастерской она трудится с раннего утра и до поздней ночи. Когда сильно увлекается, то может не вставать с места по три-четыре часа.
— Дома работаю в основном по выходным. Но чаще всего моя работа здесь, и она громко меня зовет, — улыбается Ася. — Что мне остается делать? Уже ближе к полуночи думаю, а не заночевать ли прямо в мастерской, но муж отговаривает от этой идеи.
В святая святых, ее личном кабинете, на всех полках, столах и даже полу разложены заготовки лепного декора, эскизы будущих чугунных решеток для ограждений и перил.

На столе — недавно завершенный элемент для украшения окна. Рисунок не повторяется, и рассматривать его можно очень долго. В качестве орнамента Ася использует животных, которые ведут между собой диалог. Здесь изображены белки, фазаны, бабочки и пчелы.
— Пчелы — древний символ амазонок, встречающийся у скифов, греков, у народов, населявших северные земли Причерноморья, — поясняет Ася.
По ее словам, самое сложное в лепном декоре — сделать капитель (верхняя часть колонны или пилястры. — Прим. ред.). Считается, что если скульптор создал одну или две красивых капители, то его жизнь прошла не зря. Они остаются в истории и в последующем копируются. В Золотой кладовой десятки капителей, изготовленных Асей.
Мечта ее детства, которую художница непременно воплотит в жизнь, — хрустальный дворец для белок из сказки Пушкина. Его установят между деревьями перед входом в здание.
Кузница талантов
На третьем этаже — большое помещение для мастер-классов по графике, скульптуре и живописи, которые в будущем здесь будут проходить для талантливых детей.
— Кладовая станет местом стажировки для студентов, планирующих связать свою жизнь с художественным искусством, — отмечает Ася.

На крыше здания будет три смотровые площадки, откуда открывается великолепная панорама на город. Увидеть ее можно, если выйти на балкон, который окружает верхний этаж.

Мы ничего не заказываем извне. Все, что вы видите на этом доме, родилось и выросло здесь, в мастерских Золотой кладовой. В основу легла наша история — везде использованы мотивы Майкопского кургана — памятника эпохи ранней бронзы, положившего начало исследованиям Майкопской археологической культуры

— Здание живое и растет, словно дерево. За тыльной стеной — литейный цех Машзавода, где на протяжении тридцати лет лили бронзу. Справа — художественная мастерская администрации горпарка, здесь работали скульпторы, — рассказывает Руслан.
Интересный факт: еще несколько лет назад на месте, где сейчас возвышается Золотая кладовая, была семиметровая свалка, доходившая местами в глубину до пяти метров. По словам Руслана, в процессе утилизации мусора им попадались любопытные находки, среди них — обломки скульптур сталинских времен.
Место для чуда
Площадь здания — порядка двух тысяч квадратных метров. При всей красоте и декоративности оно еще и необычайно функциональное. Здесь уже работают больше десяти мастерских разных профилей. Тяжелые ювелирные — расположены на первом этаже. Тут изделие проходит полный цикл обработки — литье, полировку, пайку и сварку.

Работы Аси Еутых требуют уникальной упаковки, которую создают в швейной студии. Натуральная кожа, мех, бронзовая фурнитура — для упаковки используются только лучшие материалы, соответствующие роскоши изделий.
Отдельное место занимают мастерские современных технологий. Здесь есть личная фотолаборатория Руслана, где он снимает изделия Аси для каталогов.
— Предмет особой гордости — наша 3D-лаборатория. Оборудование позволяет с высокой точностью сканировать от самых миниатюрных изделий до автомобиля, — рассказывает Руслан.
По его словам, не все мастерские будут доступны для посетителей.
— Мы всегда оставляем место для чуда. Зачем рассказывать досконально, как происходит тот или иной процесс? — говорит он. — Намного интереснее, когда есть простор для фантазии. Золотая кладовая словно машина времени. Художник скрывается за дверью мастерской и выходит оттуда с готовым ритоном, будто только что сделанным златокузнецом четвертого века до нашей эры.
  Источник: Газета Советская Адыгея
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930