Жизнь / История / 10 декабрь 2020

Ревность и безумие на 8 марта в 1665 году: история мастера Оружейной палаты

Работы мастеров московской Оружейной палаты известны всем любителям оружия. Гораздо менее известны подробности их, так сказать, частной жизни. Один из таких эпизодов, рассказывающий не то только о собственно частной жизни одного из мастеров-оружейников, но и показывающий его судьбу, раскрывается в статье сотрудника музея-заповедника "Московский Кремль" С. Орленко "Ревность, убийство, ложь и безумие. Эпизод из истории Оружейной палаты и Бронной слободы XVII века", опубликованной в Вестнике Нижегородского университета в 2017 году.

В июне 1657 года среди мастеров Оружейной палаты упоминается "польский" мастер Савва Панков, которому, вместе с еще четырьмя "польскими" мастерами было поручено сделать наручи "наводные", а Савве дополнительно и топорик "наводной". Вероятно, это было что-то вроде экзамена на профессиональное мастерство: Савва Панков именовался мастером "наводного дела", т.е. специалистом по украшению оружия золочением и серебрением.

Появление его и других "польских" мастеров было обусловлено, как сейчас сказали бы, кадровым голодом: чума 1654 года, выкосившая чуть ли не 80% населения Москвы, убила и многих московских оружейников. А потому для заполнения вакансий и начали "приискивать" мастеров в провинции. В том числе и в той ее части, которая была только что отвоевана у Польши. Так и появились в Москве "иноземцы, поляки" из Смоленска, Вильно, Витебска, Полоцка, Могилева и других городов. Савва Панков был "приискан" в Могилеве.

Ревность и безумие на 8 марта в 1665 году: история мастера Оружейной палаты

Очевидно, Савва сдал экзамен, поскольку он получил государственное денежное содержание (12 рублей) и жилье (два дворовых места), которое освободилось после смерти бывшего владельца:

"Даны де ему те места из Оружейныя полаты после морового поветрия. Тягла (налога - ИО) с тех мест не платит".

Надо отметить, что мастера получали не только фиксированный оклад, жилье и налоговые послабления, но и своеобразные премии к праздникам (как к религиозным, так и, например, в случае рождения детей в царской семье) или за выполнение срочных и сложных работ. Кроме того, в свободное от государственных заказов время они могли выполнять и заказы частного порядка - за частные, соответственно, деньги. Практиковались и подарки на свадьбу.

Так и Савва Панков, решив жениться в 1657 году, был "пожалован на свадебку", получив от казны три ведра вина, пять ведер пива и два рубля денег. Однако, семейная жизнь у мастера не задалась.

8 марта 1665 года в Оружейную палату пришла теща Саввы, Авдотья (вдова, кстати, "иноземного" мастера Андрея Фережинского (венгра?)) и заявила, что

"Сего числа пришел к ней в Дмитровскую слободу Оружейные палаты мастер иноземец Гришка Жданов и сказал ей, что зять ее Оружейные палаты иноземец наводного дела мастер Савка Панков жену свою Парашку, а ее дунькину дочь (дочь Авдотьи - ИО), изрезал ножем. И она де Дунька по той ево Гришкиной скаске (рассказу - ИО) пришла в Бронную слободу к дочери своей того ж часа и дочь ее лежит замертво и не говорит. И она де, у дочери своей осмотрела двенадцать ран по всему телу. А резано де знать ножем, а зятя ее Савки в то время дома не было".

Заведовавший Оружейной палатой Богдан Хитрово приказал осмотреть раненую и найти сбежавшего мастера. Слова тещи были подтверждены осмотром:

"И того ж числа посылано на той женке досматривать ножевых ран. А по осмотру на женке ножевые раны против извету (т.е. в соответствии с сказанным - ИО). А как муж ее резал, про то расспросить не мочно, для того, что от бальших ран лежит замертво".

Мастера, пойманного соседом, также оперативно допросили, и он признался в содеянном, объяснив и причину:

"Нынешняго марта 8-го числа жену свою зарезал ножем для того, что она жила с ним не по совету и воровала от него блудно (изменяла - ИО) Бронные слободы с тяглецом, а как ево зовут и чей сын того не упомнит, в лицо ево знает. Да Оружейные полаты с ыноземцы наводного дела с мастером с Анисимком Игнатьевым, да костяного дела с токарем с Ивашкою Дракулаю. А сказывала ему про то жены ево воровство, иноземца ж Гришкина жена Жданова Варварка, а сам он того блудного воровства над женою своею не видал. И он де Савка жену свою бивал и про то ее в том спрашивал, с кем она ворует? И она ему в том винилась, что от него Савки блудно воровала (изменяла - ИО) с теми людьми, которые писаны выше сего".

Жена Саввы скончалась, а потому мастер был отправлен в Разбойный приказ и там посажен в тюрьму в колодках. Однако, никаких следственных дел по нему не велось. Возможно, сыграли свою роль слова его исповедника, попа Афанасия, который заявил, что у Саввы бывают приступы неконтролируемого гнева, один из которых и привел к трагедии.

Более того, через год, в 1666 году Савва Панков пишет челобитную царю, в которой расписывает свои навыки в оружейном производстве и просит, чтобы его вновь взяли на туже работу:

"Милосердый государь [м.т.] Алексей Михайлович, пожалуй меня холопа своего в темнице заключенного, вели государь меня с тюремного двора взять в Оружейную палату и про мое рукоделишко роспросить, а с меня, холопа твоего твое государево пансырное дело будет и нихто так не зделает".

И он таки попал "для распроса" в Оружейную палату, однако после него вновь отправился в темницу.

Но на этом его история не закончилась: в 1676 году (спустя десять лет) Савва Панков оказывается в ссылке в недавно основанной Пензе, где пытается устроиться на работу по специальности - "для бронного дела", а в 1689 году (спустя еще 13 лет) вновь появляется среди мастеров Пушкарского приказа в Москве, числясь в списке на выдачу годового жалованья среди слесарей оружейного дела.

[img]"[/img]

Вероятно, связано это было с тем, что Савва действительно был неплохим мастером, и не только "наводных дел". Так, во время "распроса" в Оружейной палате он заявил, что

"делает он шапки мисюрки з бармицею и наводит золотом вновь своими образцы. Да он же делает пансыри, да куяки, зерцала, да наручи, да стремена и на них наведет золотом и серебром".

Последнее упоминание о Савве Панкове относится к 1700 году: в расходной книге Пушкарского приказа за этот год среди мастеровых людей московского Пушечного двора "Оружейного дела слесарей иноземцев" он был написан первым с самым высоким для ремесленников этой специальности жалованием 25 рублей, 21 алтын, 4 деньги. С момента преступления прошло 35 лет.

О первой дуэли в Москве и судьбе победителя можно прочитать здесь.

Понравилась статья? Подпишитесь, поставьте лайк и сделайте репост в соцсетях. Спасибо!

Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Сентябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30