В СССР сбивали с церквей кресты и вешали на их месте красные флаги, или ставили звезды. Карикатуры "Крокдила"
Привет, друзья! Сегодня у нас необычная историческая тема. Очень давно, лет десять-двенадцать назад, мне хотелось ее исследовать. Дело в том, что давным-давно, читая книгу Андрея Волоса "Победитель" я наткнулась вот на такие строки:
Как же так, подумала я. Красные флаги вместо крестов? Очень захотела все разузнать, но на тот момент не было такого обилия материалов в сети, а сидеть подолгу в библиотеках я не могла. И вскоре все забыла. И вот, спустя много лет, попался мне любимый "Крокодил". А там - все как у Волоса в книге:
-Вот в этой церкви меня дважды крестили, в первый раз когда был младенцем, а во второй - совсем недавно - я тут же получил воздушное крещение.
Видите, там вдалеке церковь, а колокольню переделали в вышку для прыжков с парашютом? И флаги, совсем как у Волоса в книжке. Я решила посмотреть, как же рисовали в те времена церкви. Должна сказать, что в тридцатые - вполне обыкновенно. Перерыв около сотни номеров за тридцатые годы я нашла только два изображения, на которых кресты на куполах были заменены флагами. И вот такую картинку:
На антирелигиозную пропаганду профсоюзы тратят только 1/2 процента средств культфонда.
АНТИРЕЛИГИОЗНИК: -Подайте, сколько можете - Три дня антирелигиозной работы не вел...
ПРОФСОЮЗНИК - Мелких нет. Стой - нашел! Прими копеечку и помяни меня в отчете твоем!
Смотрите, тут на куполах странные круглые штуки - не знаю, что это. Может, основания, на которых раньше стояли кресты? А над порогом тут звезда.
-Вот, внучек, и моя свадьба тоже здесь была...
Вот вторая картинка с флагом.
Мне стало интересно, а как рисовали церкви в двадцатые годы? И знаете, в основном прямо так с крестами. НО! Есть один очень интересный момент. Дело в том, что в те годы, в двадцатые, над городским пейзажем возвышались два строения - купол церкви и пожарная башня. Так вот, изображая городской пейзаж, художник чаще ставили во главу композиции каланчу, а не храм. ЧАЩЕ, но никак не всегда.
Но нашлась одна картинка, на которой церковь и каланча оказались в центре композиции. Вот она:
Но есть один ньюанс, как говорится - тут у нас 1820 год. И каланча выше маковки, потому что она ближе к зрителю. И все же... Кстати, у этой карикатуры забавный повод. Читаем объяснительную: "Всеузкомпром выпусти календарь, согласно которому, в 1820 году тов Буденный со своей конницей занял гор. Ростов".
-Ваше превосходительство! Буденный с красной конницей приближается к Ростову.
-Откуда? Кто разрешил!?
-Гублит разрешил! В количестве сто тысяч экземпляров!
А вот тут смотрите какое решение: храм больше, каланчи но художник ловко решил проблему с тем, что же делать с крестом - он его просто "не поместил в кадр". На второй картинке нашей подборки тоже так.
Вот так, спустя много лет, с помощью "Крокодила" я увидела флаги на башнях, как писал Андрей Волос. А на сегодня вес. Спасибо, пожалуйста...
Источник