Жизнь / История / 10 декабрь 2020

Варфоломеевская ночь: картина в красках. И смех, и грех, и бизнес!

Варфоломеевская ночь: кто не слышал о ней? Это и в самом деле одно из самых важных и самых жутких событий в истории как минимум Франции (если не всей Европы). Но ведь далеко не все представляют себе, как оно выглядело в деталях!

Варфоломеевская ночь: картина в красках. И смех, и грех, и бизнес!

«Резня, да и резня» – скажете вы? Нет, это была особая резня, когда планировали одно, а получилась какая-то причудливая смесь ужаса, бизнеса, религиозной истерии и комедии.

С чего все началось?

Середина XVI века. Во Франции продолжается противостояние католиков и кальвинистов, которых называют гугенотами. Традиционно в таких случаях виноватыми считают католиков, но на самом деле обе стороны были «хороши», замазавшись кровью по самые уши.

Возможно, несколько хуже были все же католики, поскольку если гугеноты предпочитали резать священников и мужчин, а детей и женщин – по настроению, то католики считали, что всех нужно под корень, ибо гугеноты – сатанинское отродье. Так и жили, «не тужили».

Вот-вот грянет

Взаимное противостояние однажды должно было породить массовую резню. И таковая случилась в 1566 году, когда католики нашли в каком-то сарае молящихся гугенотов.

Проблема была в том, что закон запрещал им молиться на людях. Они на людях и не молились, но люди вломились в сарай сами, так что получилось, что закон нарушен.

Католики натравливают стражников, гугеноты, говорят им что-то типа «Пошли нафиг!», те не уходят, гугеноты вперемешку с молитвами Вседержителю швыряют в католиков каменья, итогом чего становится народный захват сарая и гибель трех сотен гугенотов.

Событие получило огласку, и католический Париж возрадовался по этому поводу. А вот гугенотам это не понравилось, и через год кальвинисты перебили в другом городе около сотни католических монахов.

Одним словом обе стороны поочередно «подставляли друг другу левую щеку», не противясь злому, как Христос заповедовал.

Попытка все уладить

Успокоить страну решили браком между дочерью Екатерины Медичи (Маргаритой) и так сказать Главгугенотом всея Франции – Генрихом Наваррским. Правда Марго этого не хотела, но ей было сказано считать Генриха своим возлюбленным, и назначили день свадьбы.

Попытка была корявой, и католическая знать была недовольна таким решением, как и жители Парижа. Но гугенотский бомонд на церемонию бракосочетания все же приехал.

Свадьба прошла еще нормально, но через четыре дня кто-то ранил одного из виднейших гугенотов. Те потребовали от властей выдать агрессора, угрожая войной.

Война!

Пока гугеноты угрожали, король Карл IX решил, что именно сейчас представился шанс расправиться с ними, перебив всю их верхушку одним махом. Затикали часики…

Ночью 24 августа прозвенел церковный колокол, и стража заперла ворота, чтоб никто не ушел. На домах гугенотов начертили красные кресты, а на себе – белые, чтоб не попутали часом.

Раненного Гаспара Колиньи, с нападения на которого все и началось, таки нашли в доме и добили. Потом его еще в окошко выбрасывали, нарезали на ремни, оскопляли, волочили по улицам, вешали, жгли, пока изобретательность не иссякла и оставшееся не выбросили в реку.

Дальнейшие действия были не столь забористы, ибо работы было слишком много. Обманом выманили и перебили свиту герцога Неаварского, который уцелел только потому, что за пять минут до этого под давлением короля перешел в католицизм.

Гугенотам стало ясно, что происходит в городе, и они стали спасаться, кто как мог. Кто-то резво бегал по крышам, кто-то пытался спрятаться, однако помогало это плохо.

Больше всего повезло тем, кто жил или остановился за пределами городских стен. Увидев зарево пожара, они смекнули в чем дело и сбежали. Погоню организовали с опозданием, и она провалилась.

Смех и слезы

Не обошлось и без комических элементов. Так один израненный полуголый гугенот вбежал в покои самой Маргариты и рухнул ей в ноги.

За ним ворвалась толпа, но, увидев, что в ногах королевны валяется какой-то мужчина, решили, что это прелюдия любви и, сказав «Сорри, Ваше Высочество! Мы ничего не видели!», удалились, чем спасли мужику жизнь.

Другой дворянин проявил кошачью изворотливость и прикинулся трупом, что тоже сработало.

Совмещаем приятное с богоугодным

Начавшееся в городе довольно быстро превратилось в неподконтрольное избиение «не по списку». В суматохе люди сводили счеты с соседями, с теми, кому завидовали, предавались грабежам, или же «изменяли свой семейный статус».

Кто-то убивал своих жен, кто-то – мужей или другую родню, хотя больше других отличился, наверное, знаменитый граф де Бюсси, так приторно описанный Александром Дюма.

Сей писатель вообще любил в своих произведениях выставлять героями откровенных подонков, тогда как достойных людей втаптывал в грязь (хороший пример – гопники-мушкетеры и изображенный подонком Ришелье).

Мгновенно сориентировавшись, де Бюсси собрал отряд, и сначала порешил своего родственника-гугенота, с которым была тяжба, а потом замочил еще шесть состоятельных родственников, присвоив себе их имущество.

«Я требую продолжения банкета!»

Когда знатные гугеноты кончились, народ только вошел во вкус. Тем более что многие осознали, какие финансовые возможности перед ними открыла эта благословенная ночь.

От знати перешли к священникам, а потом переключились на простой люд, включая женщин и детей. При этом в средствах умерщвления толпа себя сдерживала не более, чем во времена Французской революции.

Знак свыше!

С наступлением утра, угар несколько уменьшился. Да и устали белы рученьки от трудов праведных. Однако тогда же кто-то сунул нос на «Кладбище невинно убиенных» и обнаружил, что там цветет совершенно сухой боярышник, который был мертв, да и вообще в это время цвести не должен.

Какой-то мудрец сказал, что это чудо говорит о том, что господь благословил начатое, и граждане решили продолжить мероприятие.

Вторая серия еще больше походила на грабеж и мародерство, чем первая. Тогда же в кровавом тумане родился новый вид экспресс-бизнеса – предоставление гугенотам убежища за плату. Правда иногда за это убивали и прячущихся и спрятавших. И так в течение трех дней.

Результат

Пока люди хоронили павших, а купцы подсчитывали убытки (в Париже за три дня награбили около полутора миллионов золотых экю), король и знать в ужасе глаза таращили.

Таких масштабов они не ожидали. Даже предпринимались попытки спасти некоторых, однако против толпы и король бессилен: большинство из них было убито.

Общее число погибших было около 5 тысяч человек. Когда же слухи о погроме распространились, аналогичные мероприятия прокатились и по другим городам, что стоило жизни примерно 30 тысячам. Убытки были колоссальными!

Реакция мировой общественности

Отреагировали почти все – даже Иван Грозный, отнюдь не заценивший такой стиль политеса. Аналогично отреагировала королева Англии, даже аннулировавшая помолвку с французским принцем.

Зато их католические величества короли Испании и Португалии одобрили это замечательное событие. Папа же Римский жуть ли не прослезился по случаю такой радостной вести, и даже медаль по этому случаю отчеканил, благословив всех участников столь дивной и богоугодной движухи.

Однако самое худшее было в том, что сама Франция, еще недавно способная примириться, на долгое время будет расколота на два лагеря, примирить которые удастся лишь при обгаженном Александром Дюма кардинале Ришелье, которого за его терпимость даже называли «кардиналом гугенотов».

Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031