Свобода / Путешествия / 12 декабрь 2020

Памяти Валентина Гафта: Неудачные любовные сцены, чужие эпиграммы и другие редкие факты о великом артисте

Памяти Валентина Гафта: Неудачные любовные сцены, чужие эпиграммы и другие редкие факты о великом артисте

Знаменитый актер театра и кино, писатель, народный артист РСФСР Валентину Гафту широкую известность получил не только как исполнитель ярких ролей в фильмах «Гараж», «О бедном гусаре замолвите слово», «Забытая мелодия для флейты», «Чародеи», но и как автор философских стихотворений и колких эпиграмм, из-за которых у него нередко портились отношения с коллегами. Кто на самом деле создал некоторые тексты, приписываемые Гафту, за что на него обижались актеры, и почему актрисы не хотели играть с ним любовные сцены – вспоминаем яркие моменты жизни гениального артиста.

На экранах Валентин Гафт выглядел настоящим красавцем, самоуверенным, мужественным, ироничным – таким, каким был его герой в фильме «О бедном гусаре замолвите слово». А в жизни он был достаточно скромным, застенчивым и постоянно сомневающимся в себе и своих актерских способностях, особенно в молодости. Актер рассказывал, что для него всегда имело значение то, кто на него смотрит – в зависимости от этого он преображался.

Так, в школьные годы Валентин был влюблен в девочку из своего двора, и стоило ей появиться в окне, как он принимался демонстрировать ей свое футбольное мастерство – при том, что на самом деле играл в футбол достаточно слабо.

[img]"[/img]

> КУЛЬТУРОЛОГИЯ: Интересное о культуре, искусстве и жизни

Когда она на него смотрела, он становился настоящим смельчаком, а в остальное время был робким и неуклюжим. Эта черта сохранилась и во взрослой жизни – Валентин Гафт очень скованно чувствовал себя в любовных сценах с партнершами и стеснялся их целовать.

[img]"[/img]

Марина Неелова не раз выходила с Гафтом на сцену театра «Современник», и в спектакле «Три сестры» партнер должен был ее поцеловать. Поначалу он категорически отказывался это делать, один молодой актер даже вызвался ему продемонстрировать, как это должно выглядеть, и на премьере Гафт пообещал отыграть сцену с поцелуем. Неелова вспоминала: «Жду с ужасом. Премьера. И вот я – на рояле. Гафт подходит ко мне, хватает, наклоняется – и мое лицо уходит в него. Я вижу все – Валины гланды, желудок... Потом он, как вантуз, чмокает и вытирает губы. «Вот так вот», – говорит Валя, будто после этого поцелуя я должна уйти в декрет. Дальше он взялся импровизировать с поцелуем. То кашлянет прицельно в меня как раз на пороге поцелуя, то говорит, что волос у него в горле застрял... В конце концов я ему сказала: «Я, кажется, заболела». «Я не буду тебя целовать», – сказал мнительный Валя. Только так я от его поцелуев и убежала!».

[img]"[/img]

На экранах Валентин Гафт воплощал разноплановые образы – от гусаров до бандитов, и все удавались ему одинаково убедительно. В 1988 г. на экраны вышел фильм Юрия Кары «Воры в законе», где Гафт так достоверно сыграл главаря мафии, что криминальные авторитеты начали принимать его за своего. Актер вырос в Москве, на улице Матросская Тишина, где по соседству были тюрьма, рынок, психиатрическая больница и студенческое общежитие – «весь мир в миниатюре», как шутил Гафт. Еще тогда он насмотрелся на бывших заключенных, а позже, на съемках фильма «Воры в законе» в Ялте, познакомился с настоящим вором в законе. И многие его фразы вошли в фильм («Утром я богат, а вечером бедный», «Все повязаны друг с другом»). После премьеры фильма бандиты однажды пригласили актера на сходку, а в другой раз вор в законе пришел прямо на съемочную площадку и предложил Гафту обращаться к нему за помощью в случае необходимости.

[img]"[/img]

Многие коллеги опасались Гафта – из-за того, что он всегда был очень острым на язык, прямолинейным, неуживчивым и беспощадным к их недостаткам. В театральных кругах говорили, что он «съедает режиссеров, как ребенок конфеты», а сатирик Григорий Горин как-то сказал, что «Гафт – это не фамилия, а диагноз». Стать объектом его метких и хлестких эпиграмм не хотел никто – они били не в бровь, а в глаз.

[img]"[/img]

Однако самым беспощадным Гафт всегда был по отношению к самому себе – своими ролями он, как правило, был недоволен, Эльдар Рязанов писал о нем: «Самоедство его сжигает», и подчеркивал, что в актере не было ни грамма цинизма: «Работая над «Гаражом», я обнаружил в Гафте нежную, легкоранимую душу, что вроде бы не вязалось с его едкими, беспощадными эпиграммами и образами злодеев, которых он немало сыграл на сцене и на экране. Оказалось, что Гафт – добрый, душевный, открытый человек. При этом невероятно застенчивый. Но у него взрывной характер. И при встрече с подлостью, грубостью, хамством он преображается и готов убить, причем не только в переносном смысле, бестактного человека, посягнувшего на чистоту и святость искусства».

[img]"[/img]

Объектами своих эпиграмм Гафт выбирал только самых достойных и талантливых коллег. Если же они обижались на его колкости – не уставал приносить свои извинения. Актер утверждает, что при всей своей язвительности не написал ни одной злобной эпиграммы, а большинство тех, которые публикуют под его фамилией, особенно в интернет-пространстве, вообще не имеют к нему никакого отношения.

[img]"[/img]

Гафт признается: «Стараешься мерзостей не делать, хотя сейчас под моей фамилией печатают мерзопакостные стихи. Меня это очень расстраивает. Конечно, подавать в суд и оправдываться, что это не я, не собираюсь. Я не живу в интернете, но мои соседи, знакомые показывают эти стихи. Это гадость… Большинство моих эпиграмм посвящены людям, которые мне дороги. Например, Мише Козакову или Ролану Быкову. Они их понимали и не обижались. А вот с Никитой Михалковым у меня сложные отношения из-за эпиграммы на Михалковых, хотя не я ее автор. Она была написана не то в ХVIII, не то в ХIХ веке. Я лишь поменял в этой эпиграмме фамилию. «Россия! Чуешь этот странный зуд?! Три Михалкова по тебе ползут!».

В последние годы актер много болеет – он страдает от болезни Паркинсона, но продолжает выходить на сцену. Так же, как когда-то в детстве он преображался под взглядом девочки, в которую был влюблен, сейчас он преображается на сцене перед глазами влюбленных в него зрителей.

[img]"[/img]

> КУЛЬТУРОЛОГИЯ: Интересное о культуре, искусстве и жизни

Его близкие рассказывают о том, что иногда он с трудом передвигается и не может самостоятельно добраться до сцены, но как только появляется перед зрителями – у него словно открывается второе дыхание. Недпвно актера госпитализировали с инсультом, и все это время он находился в больнице под наблюдением врачей.

[img]"[/img]

Рядом с актером уже более 20 лет остается его третья супруга, которая дает ему вдохновение и желание жить: Валентин Гафт и Ольга Остроумова и их любовь.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/020919/44046/

[img]"[/img]
Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031