Россия / 12 декабрь 2020

Незаконная вырубка лесов Карачаево-Черкесии – удар по «зеленым легким» республики

Незаконная вырубка лесов Карачаево-Черкесии – удар по «зеленым легким» республики

В 2019 году представители Генеральной прокуратуры РФ в СКФО выявили в Карачаево-Черкесии 848 нарушений лесопользования. Как итог – более 200 человек привлечены в дисциплинарной или административной ответственности, возбуждены 27 уголовных дел. 2020 год прошёл по аналогичному сценарию – по результатам проверок открыты и расследуются 30 уголовных дел.

Такими темпами через несколько лет в пору будет задаться вопросом: остался ли в регионе лес для следующих незаконных вырубок?

«Что с вашими лесами? Деревья в любимой нами глуши Урупского лесничества вырублены. На их месте остались большие проплешины, которые даже на гаджет фотографировать стыдно. Кое-где и вовсе тёмная сожжённая пустота». Такими словами меня встретили знакомые райдеры, приехавшие на днях в Карачаево-Черкесию из Москвы и Санкт-Петербурга.


В последних числах ноября в республике как раз стартовал новый горнолыжный сезон. На склоны Архыза были приглашены все, кто считает экстремальные виды спорта своим любимым занятием. Туда же транзитом через Краснодарский край отправились несколько приятелей, с которыми знаком по первенству, когда-то проходившему в Красногорском горнолыжном комплексе. Они частые гости многих состязаний по сноуборду, а также всероссийских турниров в скоростных лыжных дисциплинах. Впрочем, помимо любви к активному образу жизни приятели считают себя настоящими ценителями пейзажной фотосъёмки, обожают горы в любое время года, без ума от запорошенных снегом лесов, расположенных в Урупском и Зеленчукском районах. Любопытно, что в первый раз они побывали в этих местах даже раньше меня, коренного жителя республики, — лет 5-7 назад, нахваливали красоту Карачаево-Черкесии и её курортов. Когда ехал с ними на встречу, хотелось лично услышать эпитеты и сравнения, относящиеся к моей малой Родине. Но они вместо восторгов озвучили претензии к нынешнему состоянию некогда густых лесных массивов. Примерно тот же смысл, правда, в непечатных выражениях они придали своим впечатлениям о Зеленчуке.


Так что же произошло? Куда подевались огромные лесные массивы, которыми славилась республика? Кто те люди, которые пустили под пилу или огонь природные богатства Карачаево-Черкесии? Наша с любителями экстремального отдыха встреча побудила меня обратиться к Интернет-ресурсам. Узнать подробности происходящего под боком помогли открытые источники, а также информация от коллег и экоактивистов.

Оказалось, что только за последние пять лет (с 2015 по 2019 год) на территории региона назначались рубки на нескольких десятках особо защитных участков общей площадью порядка 100 гектаров. Причём практически все действия проводились при полном одобрении Управления лесами КЧР (ныне республиканского Минприроды). Территории сдавались в аренду по договорам купли-продажи, что подвело под уничтожение, только по официальным данным, 3118 кубометров древесины. А ведь российский Лесной кодекс запрещает повальную вырубку деревьев на особо защитных участках, допуская лишь выборочное удаление засохших или повреждённых экземпляров. Выходило, что некоторые предприниматели, взяв в аренду территории, использовали их так, что нанесли лесам Карачаево-Черкесии невосполнимый (в ближайшие годы уж точно) ущерб. Это натолкнуло защитников «Зелёного щита Кавказа» на мысль о необходимости организации собственных проверок в зонах ответственности всех лесничеств республики. Было установлено, что под видом использования древесины на личные нужды коммерсанты наладили поставку (стали соучастниками преступной схемы) ценных пород по низкой цене в различные регионы России и страны ближнего зарубежья. В частности, подобная цепочка была обнаружена на территории Учкуланского лесничества.


На направленный экозащитниками запрос в Минприроды России был получен ответ, что рубка осуществляется по договорам купли-продажи, заключённым в течение последних пяти лет. Приложенный к ответному письму перечень назначенных мест для ведения работ продемонстрировал бедственное положение всего лесного хозяйства Карачаево-Черкесии. Так, представители Департамента лесного хозяйства по Южному федеральному округу признали нарушения на 46 участках общей площадью 43 гектара. После чего руководству Минприроды КЧР было поручено разобраться в данном вопросе и наказать виновных. А ведь это разбор беспредела, творившегося лишь в одном из пяти лесничеств республики – Карачаевском. На основе выявленных фактов преступного отношения к природе и её богатствам на отдельно взятой территории региона можно себе представить общий масштаб ущерба, который из года в год терпела республика в результате бесконтрольной вырубки различных (в том числе ценных) пород деревьев. Порой на таких арендованных территориях происходили пожары. Жители населённых пунктов, соседствующих с зонами лесничеств, нередко жаловались на запах сгоревшей древесины, дым, были обеспокоены возможным возгоранием их собственных хозяйств. Может, таким образом кем-то делались попытки скрыть масштабы варварского отношения к лесам?


Всё это, а также безразличное отношение остальных жителей Карачаево-Черкесии к проблеме исчезновения гектаров леса наталкивает на мысль. Зачем проживающим в этом регионе людям «зелёный щит»? Ну, вот серьёзно. Почему бы в республике просто не вырубить под корень все деревья, которые представляют какую-либо ценность, и самим не распродать заказчикам из тех же Москвы, Краснодарского и Ставропольского краёв, а также из Грузии? А лесничества, лесхозы и местных защитников всей нашей зелени распустить — за ненадобностью. Я бы понял, если б здешние жители могли в свободное время пользоваться всем, что подарила им матушка природа. Захотелось, к примеру, сгонять на несколько деньков на склоны Архыза, Теберды или Домбая, покататься с семьёй или друзьями на лыжах, подняться поближе к пиковым точкам высокогорья на канатке или с альпинистским снаряжением? Или же порадовать свой организм чистым горным воздухом? Нет проблем! Машина под боком, сели в транспорт, и всего через пару часов все эти развлечения доступны.


Но так в идеале. На деле проживающие в КЧР люди, увы, не в состоянии обеспечить себе релаксацию в расположенных на их же территории базах отдыха, вокруг которых и произрастает большая часть лесных насаждений республики. У людей банально нет денег на места, которые заранее и в большом количестве бронируют туристы из других регионов России и ряда стран. Только по официальным данным, ежегодно зимний горнолыжный сезон на курортах Карачаево-Черкесии проводят около одного миллиона человек, но лишь 2-3 тысячи из них имеют здешнюю прописку (более подробно о возможностях местных жителей отдыхать в своём регионе расскажем в другой раз). Может, именно недоступность пребывания в таких местах и является причиной, по которой подавляющему большинству проживающих в республике людей совершенно безразлично, что происходит с лесными массивами где-то в горах, в том числе – куда пропадают кубометры древесины.



Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031