В Якутии назвали беспрецедентным число крупных объектов транспортной сферы
Главной особенностью транспортной системы Республики Саха является недостаточное в силу объективных причин развитие наземных коммуникаций.
Более 85% территории Якутии имеет сезонную транспортную доступность. А основной объем грузоперевозок осуществляется за короткую летнюю навигация, поэтому доля речного транспорта в грузообороте региона составляет 43,7%.
ОСОБЕННОСТИ ЯКУТСКОГО ТРАНСПОРТА
Якутия — уникальный регион. Более половины ее территории составляет Арктическая зона, которой свойственно отсутствие круглогодичных дорог для автомобильного транспорта.
Пассажирские перевозки в Республике Саха осуществляются только авиацией, доставка грузов ведется и по воздуху, но преимущественно — по зимникам и водным путям. Все это резко увеличивает транспортные издержки, вследствие чего стоимость конечного продукта может в несколько раз превышать средний показатель по России.
Поэтому ключевыми задачами власти Якутии видят совершенствование и развитие транспортной инфраструктуры, повышение ее качества, улучшение связанности территории. Все это в конечном счете обязано способствовать росту качества жизни человека на Севере и раскрытию экономического потенциала Арктических районов.
ЯКУТСКИЕ АВТОДОРОГИ
Единственной круглогодичной автодорогой в Якутии является трасса «Лена». Но при этом сейчас в Якутии 552 сельских населенных пункта не имеют дорог с твердым покрытием, которые были бы соединены с республиканской сетью дорог общего пользования. Это — 94,8% общего количества населенных пунктов Республики Саха.
Мало того, только из 109 населенных пунктов по местным автодорогам можно добраться до ближайшей жд станции, порта либо аэродрома.
Тем не менее, руководство региона уделяет большое вниманию ремонту местных дорог. В последнее время интенсифицирована деятельность по развитию транспортной инфраструктуры. Так, в 2020 году в Якутии по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» приводили в порядок 205 километров автодорог, из них 183 — региональных и 22,4 — в агломерации город Якутск. Цифры ремонта дорог по БКАД в этом году на 37% превышают показатели 2019 года, когда в нормативное состояние было приведено 148 километров якутских автомобильных дорог.
Суровые климатические условия в Якутии серьезно осложняют эксплуатацию автомобильных дорог на вечной мерзлоте, а строительный сезон в регионе длится всего с апреля по конец сентября.
Ежегодно якутским дорожникам приходится прокладывать сезонные автомобильные дороги общего пользования, так называемые зимники. Ведь большой объем грузов, в том числе, продуктов и ГСМ доставляют в северные и арктические районы Якутии именно в период действия зимника. И от их состояния и безопасности — с середины осени до середины весны — серьезно зависит жизнеобеспечение и возможности развития этих территорий.
Особо важным вопросом для Республики Саха, и руководство региона не раз об этом заявляло, стал проект строительства моста через Лену в районе Якутска. Его не раз называли его ключевым проектом.
Глава Якутии Айсен Николаев: «Ленский мост призван соединить Восточную Сибирь и Дальний Восток, свяжет 3 федеральные и 5 региональных автотрасс, Амуро-Якутскую железнодорожную магистраль, речной порт и международный аэропорт».
В ноябре в рамках федерального форума «Транспортная неделя» Айсен Николаев сообщил, что уже завершена разработка ПСД первого этапа проекта «Подготовка территории строительства». Строительные работы планируется начать уже в 2020 году. Трехпилонный вантовый мост планируется построить в весьма сложных природно-климатических условиях Крайнего Севера.
Аналогов Ленскому мосту в России и мире пока нет. Весной этого года Правительством Якутии и Минтранс России перенесли срок завершения строительства моста до 2024 года в рамках сроков реализации Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ
В настоящее время в Якутии для основных грузоперевозок, по-прежнему, безальтернативным вариантом остаются водные пути.
В рамках госпрограммы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» предусмотрено свыше 4 млрд рублей федеральных средств на строительство высокотехнологичной Жатайской судоверфи. Первый этап проекта по ее реконструкции с производственной мощностью до 10 речных судов в год планируется реализовать до конца следующего года.
Помимо этого, проект позволит модернизировать действующий Жатайский судоремонтный завод, утилизировать суда и сделает Якутскую агломерацию центром судостроительства бассейна реки Лены и других рек, впадающих в Северный ледовитый океан.
При этом Жатайская судоверфь станет градообразующим предприятием поселка. На предприятии планируется создать порядка 700 новых рабочих мест.
ТОЛЬКО САМОЛЕТОМ МОЖНО ДОЛЕТЕТЬ
Авиация — единственная возможность в арктической Якутии с учетом отсутствия дорог и больших расстояния между населенными пунктами доставлять пассажиров в межсезонье. Но это достаточно дорогой вид транспорта.
Поэтому очень актуальными для Якутии являются вопросы ценообразования при организации коммерческих авиаперевозок на самолетах малой вместимости и вертолетах для жителей труднодоступных населенных пунктов с низкой плотностью населения. В регионе решать эту проблему помогают две программы субсидирования. С их помощью каждый год по спецтарифам на социально-значимых маршрутах и по внутрирегиональным перевозкам из 14 арктических районных центров до Якутска по воздуху доставляется около 30 000 человек.
Но, в целом, как считает руководство региона, авиационная подвижность населения республики на местных линиях обеспечивается на минимальном уровне. Вместе с поэтапной программой обновления флота региональных авиакомпаний, реконструкции аэропортов, якутские власти решают вопросы активизации работы малой авиации и авиации общего назначения. Есть и конкретные предложения.
Например, озвучена идея законодательно снизить требования к процессу получения сертификата эксплуатанта для легких самолетов и вертолетов. Этому могло бы способствовать изменение в федеральном законодательстве понятия «малая авиация».
ПОД ПЕРЕСТУК КОЛЕС
Экономику и социальную сферу Якутии помогают развивать и стальные магистрали. Железная дорога связывает Якутию не только с регионами России, но и со странами Европы и Восточной Азии.
По данным правительства Якутии, в минувшем году было введено 439 километров железных дорог общего пользования.
В июле 2020 года было открыто регулярное пассажирское движение со станции Нижний Бестях. Завершение строительства этой ветки позволило сформировать ключевое звено мультимодального транспортного хаба в Нижнем Бестяхе.
Якутские власти надеются, что реализация проекта по строительству железной дороги в Арктической зоне «Нижний Бестях – Магадан» создаст предпосылки для решения многочисленных задач. В частности, этот путь способен сделать северный завод круглогодичным, создать единое транспортное пространство в Республике Саха (Якутия) и стране, в целом, решить вопросы транспортной доступности и повысить уровень безопасности.
СОБЫТИЯ ГОДА
Мы упоминали о ремонте якутских дорог по нацпроекту БКАД. За год в Якутии произошло немало других заметных событий в сфере улучшения транспортной доступности. Якутские власти считают количество крупных объектов 2020 года беспрецедентным.
Завершилось строительство трассы «Кобяй», ведущееся с 1996 года. На этой автодороге построены два участка протяженностью 25,6 километров и мост через реку Тюгюэне. Дорога обеспечила круглогодичное транспортное сообщение села Кобяй с центральными районами Якутии и выход на федеральную трассу «Вилюй», что обеспечит активизацию экономического развития Горного и Кобяйского районов.
На церемонии открытия дороги Глава Якутии Айсен Николаев заявил: «Когда в 2018 году я дал дорожникам поручение закончить строительство дороги «Кобяй», было много скептиков. Но благодаря национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги», благодаря поддержке Президента страны Владимира Путина, своим решением, выделившим Якутии большие деньги на реализацию этого проекта, мы смогли за исторически короткий период, за два года достроить дорогу».
В октябре удалось ввести в эксплуатацию 4 мостовых перехода на автодороге «Вилюй». Мосты перекинуты через реки Малая Ботуобуя в Мирнинском районе, Тюкян в Нюрбинском районе, Улахан Мугур и Сасар-Юрях в Сунтарском районе. При этом ведется проектирование еще одного моста через Вилюй около села Верхневилюйск. Всего же, в течение 10 ближайших лет, планируется возвести 4 мостовых перехода через эту реку, что обеспечит круглогодичное сообщение по одноименной федеральной автотрассе от Якутска до города Мирный.
В рамках государственной программы РФ «Комплексное развитие сельских территорий» в Якутии к началу ноября был реконструирован почти 10-километровый автомобильный подъезд к селу Октемцы от республиканской автомобильной дороги «Умнас» в Хангаласском районе.
Якутские власти уже практически сверстали планы по реализации транспортных проектов на следующий год.
Айсен Николаев на совещании в рамках форума «Транспорт России» в ноябре отмечал: «Они ничуть не меньше, чем проекты этого года. Более того, мы считаем, что 2021 год – это год начала практической реализации нашего крупнейшего мегапроекта по строительству Ленского моста, который транспортную структуру в целом сделает на порядок более качественной и доступной для населения нашей республики».
Помимо решения вопросов транспортной доступности для якутян, новые дороги решают и проблемы аварийности. Усиление работы по безопасности дорожного движения в Якутии за 10 месяцев 2020 года позволило сократить число ДТП из-за неудовлетворительного состояния проезжей части улиц и дорог на 17,9%.