Памятники в карикатуре: при СССР, в девяностые и в нулевые
Привет, друзья! Сегодня у нас совершенно нового вида подборка, на канале еще такого не было: памятники в карикатуре. Да, да - это не карикатура на сами памятники. Думаю, при желании можно найти и такое. Но мне не попадалось. Для сравнения я включила в подборку настоящую карикатуру, но только это карикатура на несуществующий памятник. Вы, кстати, его уже видели - этому рисунку мы посвятили отдельный пост.
В советской карикатуре видно подчеркнутое уважение к скульптурам. Все это известные памятники Москвы, которые для города остаются знаковыми, образующими пространство. Даже, я бы сказала, что включенные в нашу сегодняшнюю подборку памятники являются для города легендарными. Без них невозможно представить Москву. С ними связаны не только целые легенды, но и городская культура. Например, памятник Пушкину, возле которого принято назначать свидания, встречи.
К открытию памятника В. Маяковскому в Москве.
-Александр Сергеевич, разрешите представиться, Маяковский.
Надо сказать, что открытие памятника Маяковскому было в Москве событием, к которому долго готовились, и долго ждали. Очень скоро появилась традиция читать стихи возле него. Она сохраняется до сих пор. Стоит Маяковский недалеко от своего великого коллеги, потому и протягивает ему руку, надо полагать. Оба они на Тверской. На тот момент она носила другое название: улица Горького. Итак, Маяковский пришел на улицу Горького в 1958, а Пушкин стоял на Тверской с 1880.
А вот Александр Сергеевич в 1990:
Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось!
Это 1990. Но времена снова изменились - таких огромных реклам больше нет. Разве только знак первого в стране МакДональдса остался неизменным.
А вот скульптура, знаковая не только для Москвы - "Рабочий и Колхозница" - легенда всей страны. Она представляла в тридцатые годы Советский Союз на Международной выставке 1937 года. Кстати, говорят, что французы хотели купить ее, но наши не согласились и вернули статую в Москву.
Она была установлена возле ВДНХ на низком постаменте. Но автор, Вера Мухина была этим недовольна - она ее ваяла для высокого постамента. Теперь постамент, кстати, высокий. Но к сожалению, это произошло лишь в 2010 году и Вера Игнатьевна этого не увидела.
Это тот самый, уже знакомый вам карикатурный памятник. Вот тут о нем подробнее можно почитать. Но расшифровку "Крокодила" приведу:
В Ленинграде на памятник Петру I беспрепятственно залезают дети, в следствие чего часть памятника изменила свой цвет.
Надо сказать, что Петр I часто появлялся в "Крокодиле" - прямо любимчик карикатуристов. Что ж, а теперь обещанные нулевые. Почувствуйте разницу, как говорится:
Памятник Дзержинскому был установлен тогда же, что и Маяковский. В 1992 году его снесла толпа. Теперь на него можно посмотреть в Музеоне. А знаете, почему карикатура появилась именно в 2002? Дело в том, что именно в 2002 году мэ Москвы Юрий Лужков выступил с инициативой восстановить товарища Дзержинского на прежнем месте.
Вот так вот. А на сегодня все. Спасибо, пожалуйста...
Источник