Гаити: карнавалы, нищета, уличная мазня и зомби за углом
Когда более 500 лет назад Колумб причалил к какому-то острову, он решил, что мечта сбылась и Индия найдена. Именно с этого острова, названного в честь спонсоров Эспаньола, началось освоение Нового Света. Дальнейшая история обоих континентов была очень неоднородной, но Эспаньола – особое место.
Жители острова называли себя словом, которое проще всего перевести как «хорошие люди». Люди и в самом деле были очень хороши, ибо встретили европейцев по-хорошему. Но последние не поняли хорошего обращения. Когда Колумб отплыл обратно, он оставил часть своих спутников на острове и те начали терроризировать хороших людей.
Хорошие люди называли свой остров горной землей, что на местном наречии звучало как «аити». Именно поэтому этот остров сейчас называется не Эспаньолой, а Гаити. Примерно через год Колумб прибыл снова и не обнаружил никого из колонистов: хорошие люди перебили нехороших.
Несмотря на достаточно агрессивное окружение, остров прекрасно подходил для сельского хозяйства, в том числе и для выращивания редких культур. По прошествии 300 лет на острове почти не осталось индейцев, зато жило более 40 тысяч белых (преимущественно испанцев), еще около 50 тысяч свободных негров и еще полмиллиона негров-рабов.
Такое множество чернокожего населения вызвало необходимость как-то их структурировать. Большинство из них было из района Бенина, однако за это время белые мужчины успели «освоить» изрядное количество черных женщин, что привело к рождению множества метисов самого разного типа.
Негров разделили на сто с лишним оттенков (не представляют, как они в них не путались. А может и путались?). Зачем это было нужно – понятно не до конца. Сегодня же это вообще не имеет значения, поскольку гаитяне знают только то, что они – потомки привезенных сюда африканцев, 9/10 из которых были рабами.
Цивилизация проникла сюда лишь в некоторой степени: с водопроводом здесь туго и с канализацией не лучше. Врачи – редкость: на 100 000 гаитян приходится не более 10 больничных коек. О снабжении и говорить нечего. Поэтому вопросами здравоохранения занимаются местные колдуны. В свете того, что вуду является государственной религией острова, никаких препятствий колдунам власти не чинят.
Действия шамана понять сложно. Ясно только то, что используется очень многое, включая танцы и окуривания, а также жертвы. Впрочем, зарезанная курица, которую к тому же потом съедят – это не так и страшно: представители некоторых мировых религий режут и побольше.
После того как шаман сделает все необходимое, его пациент должен некоторое время скрываться от посторонних глаз. Считается, что таким образом он не перекинет свою болезнь на других, и она рассеется на насекомых, растения и так далее по мелочи. Это требование колдунов вуду, а эти господа обладают на Гаити огромным авторитетом.
Зарплата на Гаити повода для радости не дает, что не мешает гаитянам радоваться. Средняя плата за день работы не дотягивает и до трех долларов, а две трети жителей острова не имеют работы. Вокруг, надо признать, откровенная помойка, поскольку муниципальные службы не просто плохо работают, а по большей части отсутствуют. Для большинства жителей даже свадьбы не по карману, поэтому сожительствуют по обоюдной договоренности.
Ничего дурного в этом они не видят. Гораздо важнее, чтобы в доме не завелось гекконов, которые по местным поверьям приносят нежелательные беременности. Таким же почтением окружают люки канализации на дороге, увидеть которые довольно сложно, поскольку в большинстве случаев люков на дорогах нет. Но если такой попался, его ни в коем случае нельзя пропускать между колесами. Иначе жди беды.
Страшнее этого только стать зомби. Этот страх столь силен (поговаривают, что небезосновательно), что тем, кто умер по-настоящему, оказывают весь мыслимый почет. Для этого достаточно посмотреть на склепы, которые производят куда большее впечатление, чем жилища живых.
Посреди всего этого есть место и для веселья. В принципе вудуистские ритуалы сами по себе очень радостные, иногда даже слишком. Но помимо этого есть и другое развлечение – петушиные бои. Там ставятся деньги, и по местным меркам нешуточные – победитель может заработать до 70 долларов.
Кстати, чтобы петухи были свирепыми, их с цыплячьего возраста кормят сырым мясом, регулярно подкармливая вымоченным в роме перцем. Помимо этого гаитяне выпускают пар во время карнавалов, которые занимают в их жизни даже больше места, чем в жизни бразильцев. Они, конечно, не столь красочны, но зато их количество впечатляет, как и искренность участников.
Великий пост сопровождается карнавалами вудуистских обществ, а в День Всех Святых славят Барона Самди, который считается покровителем кладбищ и мертвых. И это все искренне, а не так как у нас на Хэллоуин. Особенностью этого праздника на Гаити является навешивание различных зеркал на надгробия и кресты. Естественно, будут и цветы и свечи.
Однако туристам не мене яркой кажется уличная гаитянская живопись. Обычно она представлена орнаментами, бытовыми сценками, портретами местных и эротикой. Порой на улице стоит по сотне таких художников.
Но высокое качество здесь не найти – выглядит примерно так же, как у ученика 2 класса художественной студии. Однако это не мешает художникам стандартно требовать за полотно 100 долларов. Но если поторговаться, то можно купить и за десятку, а то и дешевле. Впрочем, если вы цените искусство, то их разумнее не покупать вовсе – лучше сходить на карнавал.
Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал Экватор. Оставайтесь с нами, друзья! Впереди ждёт много интересного!
Источник