Когда и как Тбилиси был столицей исламского государства?
Далеко не все знают: свыше пятисот лет нынешняя столица Грузии, город Тбилиси, был центром большого и сильного исламского государства. Так называемого Тбилисского эмирата. Азербайджанцы, главные наследники исламского Закавказья, называют его Tiflis Müsəlman əmirliyi (Тифлисский Мусульманский Эмират).
Государство это любопытное возникло еще в VIII веке нашей эры после окончательного покорения арабскими воинами халифа Марвана почти всего Закавказья. Устояло тогда лишь поддержанное Византийской империей Абхазское царство с частью современной западной Грузии (Колхиды). В восточной же Грузии (Иверии) с 735 года нашей эры и возник Тбилисский эмират, охватывавший добрую половину Закавказья.
Эмиратом руководил эмир (начальник), лично назначаемый самим багдадским халифом. Жил эмират довольно богато. Торговал, благодаря отличному географическому положению, с доброй половиной Азии.
На территории эмирата мирно жили друг с другом христиане и мусульмане: грузины, азербайджанцы, арабы, представители народов Северного Кавказа. В Тбилиси той поры рядом стояли (впрочем, как и сейчас) христианские церкви и исламские мечети.
В Тбилисском эмирате сменилось три династии подряд - тут правили арабские Омейяды, затем их сменили Джафариды, и наконец к власти последними пришли Шейбаниды. Сам Тбилиси (Эль-Тефелис) при исламском владычестве превратился в 50-тысячный торговый центр арабского Закавказья.
Что стало с Тбилисским эмиратом?
Эмират держался, повторимся, пять столетий. Но западногрузинские цари из династии Багратиони вели против мусульман суровую реконкисту. И шаг за шагом отбивали свою территорию. Уже к X столетию грузинские цари смогли сократить территорию эмирата до пределов одного Картли (восток Грузии).
К началу XII века в итоге такой политики от Тбилисского эмирата остался лишь один Тбилиси - слово шатер с отрезанными веревками. Никакой помощи ослабевший в край арабский халифат оказать Тбилисскому эмирату на тот момент уже не мог. И тбилисские эмиры резонно отказались от выплату Багдаду дани, равно как и от политического подчинения ему.
Окончательно конец этому исламскому государству положил грузинский царь Давид Агмашенебели (Строитель) в 1122 году. Давид взял город и снова сделал его столицей Грузии.
Но при этом картвельский владыка довольно мягко обошелся с тбилисскими мусульманами, разрешив им остаться в городе и молиться в мечетях. Более того: даже запретил своим христианским подданым разводить и резать в Тбилиси свиней, дабы не оскорблять религиозные чувства местных мусульман.
Связанно это было и с толерантностью самого грузинского царя и с нежеланием его лишний раз ссориться с исламским миром, которому Агмашенебели и так вынужден был противостоять, сражаясь против турок-сельджуков в Дидгорской битве.
Сегодня отмечается своего рода возрождение мусульманского Тбилиси (Тифлиса): в главном городе Грузии становится все больше мусульман, активно прибывающих сюда на ПМЖ со всех концов мира: азербайджанцев, турок, иранцев, арабов, пакистанцев и т.д.