Почему армяне и грузины христиане, а вот азербайджанцы - мусульмане?
Как известно грузины и армяне исповедуют христианство, в то время как азербайджанцы ислам шиитского толка. Но почему два крупнейших народа Закавказья являются христианами, в, то время как один из крупнейших тюркских народов азербайджанцы приняли ислам?
Ответ на этот сложный вопрос нам даст история. Итак, давайте для начала рассмотрим историю двух древнейших народов Закавказья армян и грузин.
Армяне
Армения является самым первым в мире государством, которое приняло христианство ещё в 301 году н.э. Согласно армянскому приданию основателями церкви в Армении являются апостолы Фаддей и Варфоломей, которые были учениками Иисуса Христа. Но христианство по Армении распространилось не сразу, а постепенно и лишь к 4 веку н.э. армянский царь Тдрат III провозгласил христианство государственной религией. Христианство сыграло огромную роль для армянского народа, вместе с религией в Армении возникла письменность – армянский алфавит, который облегчил богослужение, а затем при помощи этого алфавита армяне перевели Библию на родной язык. Примерно в 6 веке н.э. Армянская церковь разошлась в религиозных взглядах, как с Византией, так и Римом. В результате этого раскола Армянская Апостольская Церковь имеет свою особенную черту, где обряды отличаются как от православия, так и от католичества.
Грузины
Для того чтобы иметь тесные связи с Римской империей грузинский царь Иберии (так называлась древнегрузинское государство) Мириан III принял крещение в 326 году н.э. Согласно приданию крестила грузинского царя Мириана и всю его семью жительница Каппадокии Святая Нина. После крещения царь Мириан III издал указ о том, что бы все жители Иберии приняли христианство. Как и для Армении, приятие христианства сыграло огромную роль не только для Иберийской государственности, но и для формирования грузинского самосознания. Так как Грузия на протяжении всей истории поддерживала тесные связи с Византией, то это сотрудничество со временем привело к тому, что грузины в отличие от армян стали православными. На протяжении всего Средневековья грузины часто оказывали достойное сопротивление, как персидскому зороастризму, так и турецкому исламу. Благодаря этому сопротивлению грузины не смотря на потерю своей государственности смогли сохранить свою веру и национальную идентичность.
Азербайджанцы
Если с армянами и грузинами в плане истории и религии всё просто, то с азербайджанцами есть множество спорных, но от того и интересных исторических моментов. Дело в том, что в отличие от армян и грузин азербайджанцы очень молодой этнос, который сформировался на рубеже 15 и 16 веков в результате ассимиляции тюркских кочевников и местного персидского населения. Так как свою религию азербайджанцы получили от персов, поэтому нам нужно изучить историю возникновения ислама на территории Персии. До 7 века в Персии государственно религией был зороастризм, который в результате арабских завоеваний был вытеснен исламом. К 9 веку в результате ослабления Арабского халифата в исламском мире произошел раскол на суннитов и шиитов. После падения империи Тимуридов к власти приходит Исмаила I, так возникает династия Сафевидов, которая образует империю с одноименным названием. Придя к власти, Исмаил I объявил шиитское направление ислама государственной религией. Шиитское направление ислама стало не только новой точкой отсчета Персидского государства, но и процессом формирования азербайджанского национального самосознания.
Вывод. Если христианство пришло в Закавказье с Запада, то ислам проник с Востока в период Арабских завоеваний, которые пришлись на середину 7 века н.э. Именно эта географическая пространственная ориентация и повлияла на исторические процессы в распространение религии на Кавказе. Хоть сегодня все страны Закавказья являются официально светскими, религия оказало огромное влияние на культурную и политическую жизнь народов в этом регионе.
Список используемой литературы:
Абасов, Али. Ислам в современном Азербайджане: образы и реалии// Азербайджан и Россия: общества и государства / Отв. ред. и сост. Д.Е. Фурман.—М.: Летний сад, 2001.— С.281.—ISBN 5-94381-025-0.
Грузинская православная церковь/Абашидзе З. Д. (груз.)русск., Андриадзе М. Г.// Григорьев - Динамика [Электронный ресурс].- 2007- С.49.- (Большая российская энциклопедия.[в 35 т.]/ гл. ред. Ю. С. Осипов; 2004—2017, т.8).-ISBN 978-5-85270-338-5.
Пучков П. И. Армянская апостольская церковь// Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред.В. А. Тишков. Редкол.: О. Ю. Артёмова, С. А. Арутюнов,А. Н. Кожановский, В. М. Макаревич (зам гл. ред.), В. А. Попов, П. И. Пучков (зам гл. ред.), Г. Ю. Ситнянский.— М.:Большая Российская энциклопедия, 1998.— 928 с.— ISBN 5-85270-155-6.
Итак, дорогие читатели делитесь своим мнением в комментариях, ставьте «лайки» и подписывайтесь на мой канал МИР ГЛАЗАМИ ФИЛОСОФА
Источник