Ингигерда, вторая жена Ярослава Мудрого: что о ней известно
Я пишу о людях. чей образ отражен в искусстве. Жена киевского князя Ярослава Мудрого, шведская принцесса Ингигерда, ставшая матерью многих его детей, включая ту самую Ярославну, которая стала французской королевой, вызывает не такой сильный интерес художников, как хотелось бы. Картин, посвященных конкретно ей, фактически нет, а где она показана, то обязательно в присутствии мужа.
Вот и на картине А. Транковского Ингигерда показана в образе некой сказочной красавицы в кокошнике рядом с князем, священником и на фоне впечатляющего вида воинов. Понятно, что никакого отношения к реальности эта фантазия художника не имеет, тут показан идеальный образ Древней Руси; впрочем, задача художника и была, вероятно, таковой.
Как на самом деле выглядела эта шведка, ставшая киевской княгиней, не знает сейчас никто. В русских летописях довольно мало сведений о ней. Запечатлены кратко только такие события ее жизни, как замужество, рождение детей и смерть. Какой она была как личность, что делала, кроме того, что рожала - неизвестно.
В гробнице Ярослава Мудрого были найдены вместе с ним останки женщины, и возникла логичная мысль, что это Ингигерда. В 2009 году польские специалисты провели реконструкцию внешности этой женщины по черепу. Получившееся изображение весьма показательно. Женщина вполне скандинавского типа, но ее можно назвать и славянкой. Довольно крупные черты лица, такая женщина органично смотрелась бы и в воинском шлеме.
Однако не все согласны, что это Ингигерда. Есть историческая несостыковка - умершая слишком молода для жены Ярослава Мудрого. И главное - согласно летописям, ее похоронили в Новгороде, а не в Киеве, где покоится князь.
Так что сказать определенно, что найдены останки именно Ингигерды, и что она выглядела так, как показывает реконструкция лица, нельзя. Вполне возможно, что это одна из молодых любовниц Ярослава. Он не был верным мужем, имея право обладать любой женщиной в своем княжестве. Таковы были средневековые нравы. Да и женился-то он на Ингигерде, разумеется, не по любви, а по политическим соображениям (как он потом повыдавал замуж и своих дочерей).
Шведка была его второй женой. Первую захватили поляки (вместе с сестрами), но Ярослав палец о палец не ударил, чтобы ее вернуть, и начал почти сразу искать новую жену. Союз со Швецией был очень выгоден.
Вообще-то Ингигерду (эта история описана в сагах) собирались выдавать за норвежского конунга Олафа, уже к тому времени довольно-таки прославленного. Будущую пару даже успели познакомить друг с другом. Но тут явились посланники от киевского князя, и отец Ингигерды, не предупредив Олафа, отправил дочку в Киев. Меж тем Олаф готовился к свадьбе, ибо был ни сном, ни духом, новости ведь в те времена узнавали задним числом. И вот он прибыл в условленное ранее место с подарками для невесты, а ее и нет! Прискакал гонец и сообщил шокирующую весть - Ингигерда уже за «конунгом восточного пути Ярицлейвом». Вот так.
Олаф готов был разорвать всех голыми руками, но тут сестра Ингигерды Астрид предложила себя взамен. Конунг поиграл желваками, посмотрел на нее и согласился. На том и успокоились.
Ну, а что стало с Ингигердой, известно. Рожала, рожала, рожала... и умерла. Всё.
Почитайте еще на моем канале:
Девичья честь и ее отсутствие: как это показано в искусстве
Существовали ли реальные прототипы легендарных Ромула и Рема?
Как советские художники воспевали индустриализацию
В блоге мужа:
Сворованный у эстонцев фонтан в Феодосии
Источник