Жизнь / История / 24 декабрь 2020

Танки на дне: место высадки американцев в Нормандии (1944 год)

Танки на дне: место высадки американцев в Нормандии (1944 год)

6 июня 1944 года войска союзников начали высадку на пляжах Нормандии, ставшую известной "широким массам" после блокбастера "Спасти рядового Райана". Первые минуты фильма показывают, как Джон Миллер, капитан 2-го батальона рейнджеров, в исполнении Тома Хэнкса, вместе с другими 40.000 пехотинцев штурмует т.н. "пляж "Омаха", один из пяти секторов побережья Нормандии, выделенных для высадки. Режиссер С. Спилберг ничуть не сгустил краски, показывая высадку: именно здесь развернулись самые тяжелые бои, и именно здесь войска вторжения понесли самые тяжелые потери (около 1.700 убитыми и около 3.000 ранеными). Спустя почти 80 лет аквалангисты исследовали дно "пляжа "Омаха".

"Вы, ребята, должны считать себя счастливчиками".

Именно так заявил американский генерал Бредли пехотинцам, готовящимся к высадке и продолжил:

"У вас будут места в первом ряду для просмотра величайшего шоу на земле".

Он был уверен, что все немецкие укрепления будут снесены артобстрелом, и десантникам, которые будут наблюдать за этим обстрелом, останется только лишь спокойно выйти на пляж. Но, как сейчас говорят, "что-то пошло не так".

"Не так" началось практически сразу: десять десантных судов т.н. "первой волны" утонули на пути к берегу, залитые волнами. Лишь небольшая их часть смогла дойти и то, благодаря десантникам, которые вычерпывали воду своими касками. Но это было только начало.


[img]"[/img]

Огневой налет также не достиг поставленных целей, оказался не только недостаточным, но и неточным, и немцы почти не понесли потерь. "Счастливчиками" из высаживавшихся на "Омахе" стали далеко не все. Как вспоминал Ричард Меррил, капитан 2-го батальона рейнджеров (не путать с Джоном Миллером в исполнении Т. Хэнкса),

"Я был первым высадившимся. Седьмой по счету солдат, так же как и я, выскочил на берег, не получив ущерба для себя. А вот все между нами были подстрелены: двое убиты, трое ранены. Вот насколько везучим нужно было быть".

Солдаты, которым достались "места в первом ряду", своей задачи не выполнили: первая волна разбилась о берег "пляжа "Омаха".

"Танкам пришлось тяжело".

Но если солдаты еще могли хотя бы попробовать побороться за свою жизнь в волнах прибоя, то танкисты 741-го танкового батальона не имели даже этого шанса: они находились в своих машинах и довольно далеко от берега. По планам командования танки батальона должны были выйти из воды на песок пляжа и поддержать огнем пехоту.

Для этого обычные машины были оборудованы специальной системой придания плавучести, которая состояла из складного водонепроницаемого экрана, устанавливавшегося на корпус танка по принципу ширмы и создававшего достаточное водоизмещение для поддержания плавучести, и гребного винта с приводом отбора мощности от двигателя. Называлось все это весьма громко: "двойной движитель" (Duplex Drive). Предполагалось, что танк в этой "ширме" сможет выдерживать волнение до 1 фута (около 0,3 м) и двигаться со скоростью 4 узла (около 7 км/час).

[img]"[/img]

Эта система очень понравилась генералу Эйзенхауэру, который живо представил, как "танки в ширмах", проплыв несколько километров по морю, выйдут на берег и уничтожат шокированных немцев огнем своих орудий. Его не смутило даже то, что при испытаниях этой системы было потеряно 7 танков "Валентайн", и погибло 7 человек (механики-водители?).

29 танков были спущены на воду на расстоянии около 5.000 метров и двинулись к берегу, но на песок вышли только две машины. Волнение моря оказалось слишком сильным для "систем придания плавучести": как уже говорилось, их стенки были рассчитаны на волну высотой 1 фут (0,3 м). В день "Д" волны высотой в 6 футов (1,8 м) легко справились с этой "системой".

Танки утонули почти сразу. Как показали исследования аквалангистов, только нескольким машинам удалось подойти на расстояние около 1.000 метров от берега. Танкистов спасло наличие дыхательных аппаратов, рассчитанных на 10 минут работы, и надувные плоты, которыми комплектовались эти "плавающие" танки. Но спастись удалось не всем.

Как считается, ошибочное решение о спуске танков на воду было принято командиром батальона, неверно оценившим волнение на море и степень готовности своих экипажей к движению по воде. Впрочем, сами танкисты винили в случившемся провале моряков, которые, как они считали, струсили и не подошли к берегу ближе.

[img]"[/img]

Следует отметить, что потери танковых подразделений, которые высаживались в других секторах и тоже использовали "двойной движитель", были гораздо меньше - в среднем 4 - 5 машин.

Официальный рапорт говорит о потерях на "пляже "Омаха" сугубо официально:

"танкам пришлось тяжело".

Только танки второй волны атакующих, которые были доставлены на пляж на специальных десантных средствах, смогли принять участие в бою, и весьма важное участие: согласно боевым донесениям, танки

"спасли день. Они устроили адский обстрел немцам и получили адский обстрел от них".

"Все, что могло пойти не так, пошло не так".

Спустя двадцать лет после высадки уже бывший генерал и бывший президент Эйзенхауэр, прогуливаясь по "пляжу "Омаха" с журналистом из CBS, посетовал:

"Плавающие танки, которые мы предполагали, должны были возглавить атаку, из одной группы из 28 машин, 20 из них сразу перевернулись и ушли на дно. К счастью, некоторые из танкистов выбрались. Все, что могло пойти не так, пошло не так".

Всего при захвате "пляжа "Омаха" было потеряно 26 артиллерийских орудий, свыше 50 танков, около 50 десантных судов и 10 десантных кораблей.

Спустя почти 80 лет все потерянные танки 741-го танкового батальона были найдены аквалангистами на дне "пляжа "Омаха". Один из них был поднят на поверхность и стал памятником...

[img]"[/img]

О других находках оружия на дне можно прочитать здесь.

Понравилась статья? Подпишитесь, поставьте лайк и сделайте репост в соцсетях. Спасибо!

Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Октябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031