Крокодиловый Новый год в двадцатые и тридцатые: никакого Деда Мороза!
Привет, друзья! Готовитесь к Новому Году? Я что-то нет. Хоть и пошел вчера снежок, а настроение не праздничное - хочется писать, работать. Потому даже этот пост получился не праздничным, а скорее интересным. Для меня, по крайней мере.
Итак, у меня тут случилось "открытие": обнаружила, что в двадцатые годы первые номера "Крокодилов" были совсем не новогодним. Да-да, я понимаю, что это было известно большинству моих подписчиков. Я и сама в курсе, что елочка была объявлена вне закона. Но одно дело знать, а совсем другое увидеть.
Вот так выглядел самый первый номер "Крокодила", он вышел в январе 1922 года. Тогда еще "Крокодил" был приложением к "Рабочей газете":
-Неожиданное приложение
Знаете, а вот таким агрессивным как в двадцатые товарищ Крокодил не был никогда! В шестидесятые это вообще такая милаха! Ну, продолжим.
В 1926 обложка была посвящена злым буржуям, впрочем Новый Год тут, как видим упоминается:
НОВОГОДНЯЯ БОНБОНЬЕРКА (Локарнский пакт)
Шила в мешке не утаишь
К моему удивлению, слово "бонбоньерка" в России очень редко употребляется в наши дни, говорят "коробка конфет". А в двадцатые это французское слово было еще в ходу. Про Локарнский пакт я не слышала. Пришлось нырять в Википедию Оказывается, это договор, подписанный 1 декабря, согласно которому в Лигу Наций вступила Германия. Знали в СССР, чем это закончится!
В 1928 взор карикатуристов обратился к внутренним проблемам:
-Граждане, потише!. Приема сегодня не будет, - товарищ заведующий изволили запереться в уединении: занимаются самокритикой за весь истекший год, согласно указаниям свыше.
Зато на обложках январских журналов тридцатых часто появлялся другой персонаж - мальчик Новый Год. Только вид у него был непраздничным, как и сами обложки. Выглядел товарищ Новый год примерно вот так:
-А почему же меня никто не встретил?
-Опоздали вы, гражданин: в СССР по пятилетке уже к тридцать первому году подбираются!
Вот так вот. Кто о чем, а советский журнал об индустриальных достижениях даже в праздник.
А первым праздничным номером с елочкой и Дедом Морозом порадовал ...1937. Январь. Еще ничто не предвещает, как говорится. Но на самом деле, никакой это не Дедушка Мороз. Это.. Старый год, 1936! Он эстафету передает молодому!
СТАРЫЙ ГОД (новому) -Ну и ребята! Прямо жалко с ними расставаться!..
Думаете, после 1937 обложки стали праздничными? Нет. Такими они стали много позже. Но об этом в следующий раз. А пока - с наступающим! пусть он будет добрым.
Источник