За парты онлайн: Как псковские школьники ушли в интернет
Школы и вузы в этом году из-за коронавируса были вынуждены уйти на дистанционное обучение. Новый формат вызвал шквал вопросов и недовольства родителей, которые столкнулись с проблемой отсутствия техники и «зависания» самой образовательной платформы. Но некоторые видят в этом плюсы – критерии оценки школьника снизили, «двоек» никому не ставят. Вместе с тем снизилось и качество обучение, а школьники и вовсе стали жаловаться на тотальную нехватку времени. Какие плюсы и минусы дистанционного обучения и пострадает ли от этого качество образования?
Коронавирус внес свои коррективы во многие сферы жизни. Многим из горожан пришлось приспосабливаться к новым реалиями. Изменения коснулись и учащихся школ и вузов, которых периодами переводили на дистанционное обучение. Вот уже несколько месяцев им приходится постигать азы науки не сидя в классах и аудиториях, а глядя в экран гаджета.
Впервые за время эпидемии школы Псковской области ушли на дистанционку с 23 марта. Для многих родителей это стало настоящим шоком.
Заместитель главы города Пскова Александр Коновалов тогда с оптимизмом говорил, что «у нас есть формы, которые помогут организовать дистанционное обучение» это и электронный дневник, где и так размещается домашнее задание, и активно развивающиеся группы школ в социальных сетях.
Так-то оно так, но на деле выяснилось, что к дистанционке оказались многие не готовы. В частности те, у кого не было дома компьютера или современного телефона. В Псковской области много малообеспеченных семей, для которых покупка дорогой техники нечто за гранью фантастики. А если учитывать, что ребенок в семье не один, а два и больше?
Но еще в марте председатель комитета по образованию Псковской области Александр Седунов бодро рапортовал: школы готовы к такому формату образования.
«Для нас это стресс-тест, который в итоге позволит все дистантные формы объединить в одну и запустить в повседневном режиме, чтобы в будущем можно будет воспользоваться ресурсами в удаленной форме», — заявлял он и признал, что подобный режим обучения — серьёзный вызов для всех, в том числе для родителей.
Кроме того, оказалось, что не во всех деревнях и селах была хорошая интернет-связь, в некоторых населенных пунктах ее не было вообще. О каком дистанционном обучении можно вести речь? Но русский человек изворотлив, и даже в таком бедственном положении придумали выход. В сельских школах в фойе стояла коробка. Ученик мог приносить туда свои тетради, учителя проверяли и передавали следующее задание. Или ходили к ученикам по домам. Понятно, что ни о каком качественном обучении в таком случае не могло быть и речи. Не удивительно, когда грянула вторая волна «дистанционки», все взвыли.
В социальных сетях и на официальном сайте губернатора появилось множество обращений от местного населения, не желающих снова возвращаться к такому формату обучения. И на то были объективные причины. Например, Марина Кулага из деревни в Порховском районе и вовсе рассказала, что в селе не ловят ни мобильная связь, ни интернет.
«В связи с переходом на дистанционное обучение, мы оказались в очень трудной ситуации. У нас нет не только интернета, но и мобильная связь практически отсутствует, хотя вышка сотового оператора находится в 5 км. Нам навязывают установку дорогостоящего оборудования, которое неизвестно, будет работать или нет, но в любом случае, возможности купить у нас нет. При неоднократном обращении в Россвязь города Порхова о подключении нам стационарного телефона и интернета нам отказывают, мотивируя тем, что нет технической возможности, хотя в соседних деревнях телефоны есть, в нашей деревне прежде был телефон. Просим Вас помочь провести стационарный телефон и интернет в деревни Порховского района, в которых есть дети школьного возраста — Ямкино, Подмышье, Болотня», — обратилась женщина.
Прошло почти две недели, а ответа на ее обращение так и не поступило.
Многие родители говорили: сидеть после работы с ребенком и объяснять ему школьную программу невыносимо. На уроки тратится все свободное время, особенно тяжело многодетным семьям.
«Конечно, зачем нам образование? Страной неучей куда проще управлять! Закрывать уже поздно, так как большинство людей уже переболело и имеет иммунитет к вирусу! Смысл такого ограничения?» — недоумевает псковичка, обращаясь к губернатору в его инстаграм-аккаунте.
«Почему в других городах дистанционное обучение по зуму с учителями проходит, а в Пскове дистанционное обучение это занятия с родителями? И какой досуг я, как родитель, должна организовать ребёнку, если у него до этого была школа и 6 тренировок в неделю, а теперь ему нужно сидеть дома, потому что гулять, не собираясь компаниями, мало кому из детей покажется привлекательным? Что вообще вырастет из детей, у которых отобрали учебу, спорт и общение со сверстниками?» — написала разгневанная родительница.
«И Вы считаете, что это учеба? Что вы понимаете под дистанционным обучением? В нашем регионе его просто нет! В лучшем случае, дети получают задания в Дневник.ру.,но это не ежедневно. Никаких онлайн уроков, лекций и объяснений. К сожалению, мы не можем нанять репетиторов по всем предметам!» — возмущается другая горожанка под постом главы региона в социальных сетях
«Я против дистанционного обучения! В нем нет никакого смысла! Тогда замораживайте учебу, а учителей в отпуск на год!» — тут же предлагает другая подписчица.
Правда, некоторые родители все же выразили недоумение, чем такой формат может не устраивать, если в интернете полно нужной информации, да и можно научиться организовать досуг детей так, чтобы занять его на весь день. Лучше посидеть дома, чем каждый день бояться за здоровье ребенка – такие мнения тоже можно было увидеть в социальных сетях.
Волна возмущений поднялась и среди студентов Псковского государственного университета. Они попросили снизить плату за обучение, аргументируя предоставлением вуза неполноценных услуг, предписанных контрактом. На сайте губернатора появились более 100 подписей студентов. Однако глава региона Михаил Ведерников отметил, что снижать плату ректор университета не будет.
«Она не может самовольно принять такое решение, это будет нарушение федерального законодательства, — пояснил глава региона. — Такое решение можно принять только при наличии соответствующих установок от учредителя, то есть от министерства науки и просвещения. Таких установок нет».
После этого учащиеся ПсковГУ поняли, что справедливости им не добиться.
С 14 декабря школьников снова перевели на дистанционку.
«Прошу, не вводите дистанционное обучение. Дети устали быть дома. Гулять самостоятельно в возрасте 7-10 лет просто опасно. Получается, они бесконтрольно сидят в телефонах и телевизорах одни дома. Учиться дистанционно сам ещё не может, нужен контроль[…]. Пусть будет свобода выбора, дайте возможность родителям решать. Кто очень хочет и у кого есть возможность, пусть учатся самостоятельно», — обратилась псковичка к властям на сайте губернатора.
Понятно, что региональные власти принимают подобные решения во взаимодействии с Роспотребнадзором и в зависимости от эпидемиологической ситуации. Вот только в Псковской области до сих пор открыты все кафе и рестораны, работает кино, все организации и предприятия функционируют в прежнем режиме. Каждый день люди ездят в переполненных автобусах. Неужели, обучение ребенка на дому может как-то снизить риск распространения коронавирусной инфекции? Ежедневно фиксируется рост количество заболевших. Сейчас за сутки прибавляется более 400 человек. Ковид-пациентов уже столько, что приняли решение для их размещения перепрофилировать Псковскую межрайонную больницу. И это учитывая, что в Пскове недавно открылась новая инфекционная больница.
Остается лишь надеяться, что вскоре эта коронавирусная эпопея закончится, и все вернутся к нормальной жизни.