Памятник Ивану Сусанину возвратит Костроме первозданный вид
Острая дискуссия о восстановлении в центре Костромы первозданного памятника народному герою Ивану Сусанину развернулась в городских социальных сетях.
Эпичные диванные сражения начались после обращения в городскую Думу преподавателя Костромского госуниверситета Алексея Зябликова, предложившего восстановить напротив Пожарной каланчи «в первозданном виде» памятник царю Михаилу Романову и коленопреклоненному перед царем Михаилом Романовым крестьянину Ивану Сусанину.
Следующий этап почитания народного героя в монументе начался 28 сентября 1967 года, когда был воздвигнут белокаменный памятник, установленный на высоком берегу Волги. В соавторстве с архитектором М. П. Бубновым и М. Ф. Марковским Лавинский придал постаменту столпообразную форму.
Но, пришло время собирать камни. Вместе с восстановлением ансамбля Костромского кремля, уничтоженного коммунистами в 1938 году, администрация Костромы, ссылаясь на одобрение со стороны некоторых членов Общественной палаты, идею установки первозданного монумента поддержали. Однако это решение раскололо общество. Некоторая часть горожан такими действиями властей возмутилась. Особенно, болезненно отнеслась к реконструкции группа костромских коммунистов.
Архитектура центральной части города – уникальна, это шедевр провинциального классицизма. Кострома, остался единственным из поволжских городов, сохранившим гражданскую застройку конца 18 — начала 19 века практически в нетронутом виде.
Своё видение данного вопроса случилось у коммунистически настроенных граждан областного центра. Выйдя с плакатами «Русский мужик не должен стоять на коленях перед властью!», «Если такой памятник ставить, то логично уж и крепостное право заодно вернуть»,- заявляли левонастроенные граждане. Товарищи, по мнению оппонентов или пытались оправдать уничтожение исторических ценностей однопартийцами начале прошлого века, или создать волну хайпа для активизации на предстоящих парламентских выборах.
Подвиг крестьянина села Деревеньки Костромского уезда Ивана Сусанина, совершенный в 1613 году, передавался в виде преданий. Крепостной селянин, ценой собственной жизни спас молодого царя Михаила Федоровича Романова от польско—литовских захватчиков.
Компания по приданию значимости фигуры народного героя началась в начале XIX века. Сначала о подвиге заявили историки и деятели искусства, затем волна была подхвачена представителями власти. Апофеозом бурной внутриполитической деятельности стало открытие по приказу императора Николая Первого памятника героическому крестьянину и спасенному им царю Михаилу в Костроме.
После взятия народным ополчением Москвы в 1612 году, молодой Михаил Романов поселился с матерью в родовой вотчине села Домнино Костромского уезда. Однако, отдохнуть не получилось, земский собор в феврале 1613 года избрал Михаила царём.
Как гласит легенда, польские интервенты, видя в Михаиле реального конкурента польскому королевичу Владиславу, претендовавшему на русский трон, составили коварный план, по захвату юного царя в родовом имении. На подходе к вотчине Романовых, поляки встретили вотчинного старосту из села Деревеньки Ивана Сусанина, согласившегося указать дорогу к царю. Однако, крестьянин повел захватчиков в другую сторону, при этом повелев своему зятю Богдану Сабинину предупредить Романовых.
Впервые как выдающийся герой и спаситель царя, Сусанин был представлен в «Географическом словаре» Афанасия Щекатова, выпущенном в первом десятилетии XIX века. Далее, историк Сергей Глинка описал Сусанина как идеал доблести в своих исторических трудах. Различные поэты и деятели искусства начала века заразились стремлением возвеличить имя спасителя царя.
Во время своего путешествия по России в 1833—1834 годах, Николай I посетил Кострому и Ипатьевский монастырь, где у него зародилось желание прославить эпоху восшествия предков на престол, памятником царю Михаилу Федоровичу и его крестьянину Ивану Сусанину.
Без сомнения, консерватор и ярый сторонник ничем не ограниченного самодержавия, в царствование которого восторжествовала идея «Православие. Самодержавие. Народность», Николай Первый стремился укрепить монархические настроения, пошатнувшиеся после столетия дворцовых переворотов, западнизации, закрепощения крестьян и пугачевского бунта.
Памятник Сусанину, на фигуру которого предыдущие Романовы не обращали особо внимания, прекрасно вписывался в консервативную концепцию о связи народности и самодержавия, не только отдавая должное самой царственной династии, но и показывая связь крестьянства с монархией.
Просто поговорить захотелось. Каждый хочет себя показать, привлечь внимание, — отмечает экс—глава города, краевед Борис Коробов.
Борис Константинович рассказал, что в начале 2000—х идея восстановления памятника крестьянину Ивану Сусанину и царю Михаилу Романову принималась спокойнее. Людей не волновал перенос остановки общественного транспорта с пешеходным переходом и даже полностью закрытая забором «сковородка» не вызывала недовольства горожан.
Кстати, многие из тех, кто сегодня выступает «против», уже в нулевые были известными людьми. Всеми позабытая Ирина Переверзева, которая сегодня в рядах противников памятника, подписывала согласие на его установку, будучи мэром города.
«Когда мы занимались реконструкцией площади, была обнесена вся «сковородка» (так костромичи называют центральную городскую площадь) забором. Остановка транспорта и пешеходный переход были в другом месте. Когда сделали фундамент, открыли пирамиду на месте, где памятник должен быть, на пирамиде было написано, что будет восстановлен памятник. Никаких возмущений абсолютно не было, — поделился мыслями Борис Коробов.
По его словам, людей, поддерживающих идею восстановления исторического памятника значительно больше. Против выступают единицы