Как менялся образ учителя в искусстве: от объекта издевательств до любимого наставника
Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Отношение к профессии учителя во все времена было в целом уважительным, однако, как говорится, есть нюансы.
Если сравнить то, как учителнй показывали художники прошлых веков, то мы увидим, что часто ни о каком уважении речи не идет. Дело в том, что в учителя часто шли случайные люди, они не обладали педагогическими способностями, не умели общаться с детьми, зачастую не обладали и знанием преподаваемых предметов.
В искусстве XVII-XIX веков поэтому довольно-таки распространен сюжет, в котором показаны шалости детей и неумение учителя навести порядок. В картине Яна Стена мы видим какой-то кошмар. Учитель тут вообще спит, и, судя по его виду, это сон не от усталости, а от чрезмерного употребления горячительного. В классе находятся и другие взрослые, но им совершенно плевать на безобразия, устроенные учениками. А те разбушевались не на шутку, изощряясь в издевательствах над уснувшим учителем.
Тут же ошивается свинья, жующая листы бумаги. Но вишенка на торте - два озорника в левом углу картины. Один поддерживает кувшин, к которому, судя по всему, и прикладывается учитель, а другой мочится в эту емкость. Их коварная задумка понятна - когда учитель очухается и потянется к кувшину, его ждет сюрприз. Мда...
На картине Юлиуса Гирца ситуация иная, но тоже далекая от идиллического. Учитель тут - сухопарый пожилой человек, абсолютно трезвый и, судя по всему, строгий. Он спрашивает урок с указкой в руках. Слева сидит плачущий мальчик, только что побитый этой указкой за незнание урока. В центре стоит другой паренек, он отвечает, а за кафедрой спрятался шалун-подсказчик.
Класс тут уже похож на современный - есть доска, парты. Ученики ведут себя довольно живо. Ясно одно - этот учитель у них не любимый.
А вот на картине Нормана Роквелла показана как раз любимая учительница. Ситуация понятная и очень трогательная, человечная. У мисс Джонс - день рождения, и ученики поздравляют ее. На доске соответствующая надпись, на столе - немудреные, искренние подарки от детей.
Сама учительница только что вошла в класс (пальто в руках) и увидела все это. Она смотрит на детей с доброй улыбкой и смущенной благодарностью. Видно, что она хороший педагог, любит детей, и между ней и учениками - прекрасные душевные отношения. Очень теплая картина.
Особой популярностью образ учителя пользовался в советском искусстве. Фильмы, картины, спектакли показывали советского учителя как мудрого наставника, знающего специалиста и человека с богатым духовным миром. Его отношения с учениками обычно освещались с точки зрения наставничества, помощи в становлении личности и т.д. В таком ключе написана и картина А. Ткачева. Тут мы видим молодую учительницу рисования во время урока. Она доброжелательно и спокойно объясняет заинтересованным ученицам какой-то момент.
А в картине И. Доценко показан экзамен по географии. Мальчик отвечает, другие ученики готовятся, экзаменационная комиссия из трех учителей с интересом слушает отвечающего. Судя по тону картины и той атмосфере, которая в ней передана, ученик идет на пятерку. Учителя выглядят строгими, но справедливыми людьми.
Картин о современном учителе я не нашла. Неужели тема потеряла актуальность?! Никто еще не написал картину, где показан обыск учеников перед началом ЕГЭ?
Почитайте еще на моем канале:
Девичья честь и ее отсутствие: как это показано в искусстве
Существовали ли реальные прототипы легендарных Ромула и Рема?
Как советские художники воспевали индустриализацию
В блоге мужа:
Сворованный у эстонцев фонтан в Феодосии
Источник