Абхазские фамилии: досье для любознательных. Часть 1-я
Сегодня мы вместе с вами постараемся расставить все точки над «i» в актуальнейшей теме об абхазских фамилиях. В самом начале мы отметим, что обсуждаемая нами сегодня тема – это именно тема, а не проблема, какой её хотят представить грузинские авторы в интернете. Будучи не ясновидящим, тем не менее, предвижу претензии со стороны большинства грузинских оппонентов по вопросу моего фамильного имени, которое они без каких-либо обсуждений, без анализа, доводов и аргументации приписывают мегрелам, которых считают грузинами несмотря на то, что у мегрелов есть родной язык, отличающийся от грузинского примерно так же, как кабардино-черкесский диалект адыгского языка отличается от языка абхазов. Почему именно кабардино-черкесский диалект? Да потому, что он более отдалён от абхазского языка, чем, например, шапсугский диалект, который максимально близок к абхазскому языку.
По вопросам истории и генеалогии моей фамилии, к предкам которой отношусь с величайшим почтением, я высказывался в сети неоднократно. Тем не менее, повторюсь ещё раз. Все представители фамилии Дасаниа, кто бы из них, где не жил (в Абхазии, России или Турции), являются абхазами по национальности. Род наш сравнительно малочисленный. Он состоит из 25 семей, авторитет которых среди абхазского народа достаточно высок. Наша фамилия оценивается респондентами в качестве патриотической, миролюбивой и при необходимости дерзкой, отважной, мужественной и традиционной.
Моего отца звали Мкан. Данное имя причисляется к именам исконно абхазского происхождения. Этимологическое значение имени ‒ «акан змоу» («тот, кто обладает здоровым состоянием организма»). Моего деда по отцовской линии звали Хыгә (Хыгу). Абхазы воспринимают данное имя в качестве исконно абхазского. Поскольку это имя начинается со звука «Х», а не «Хъ», его этимологическое значение определяется мною как «ахы иаҩызоу агәы» (ахы́ йаю́зоу агу́) ‒ «сердце, подобное пуле». Но, вполне вероятно, данное имя пришло к абхазам от братьев-адыгов, в языке которых имя Хыгу может означать «морское сердце», «сердце моря». Отец Хыгуа – Маф. И Маф (от слова «мафэ») является исконно адыгским именем, которое переводится на русский язык как «день», «счастливый». Отец Мафа – Кина (Кьы́на). Имя по форме своей абхазо-адыгское, однако с не совсем ясной, по крайней мере на сегодняшний день, этимологией. Отец Кины ‒ Ҭыҟәа (Тыкуа). Данное имя является адыгским по происхождению и означает «сын отца»: ты (отец), къо (сын).
Определить имена иных моих прямых предков мне пока не удалось. Но Тыкуа по отношению к моим сыновьям, Иналу и Баграту, является прямым предком, находящимся в 7-м колене. Согласно проведённым мною ещё в 1989 году исследованиям, фамилия Тыкуа фиксировалась в документах как Дарсаниа. Фамилия Дарсаниа образовалась в Абхазии. Все представители данной фамилии, живущие ранее и ныне в Грузии, происходят из Абхазии. В свою очередь, предки Тыкуа Дарсаниа происходили из фамилии Дарсалиа, вышедшей из Мегрелии в первой половине XIX века. Причина исхода – убийство одного из мегрельской аристократии.
В Западной Грузии, в посёлке Ледарсале села Напичху Чхороцкусского района, в семье Тенгиза Дарсалиа в присутствии Георгия Дарсалиа и из его непосредственных уст, я слышал рассказ о весьма натянутых отношениях между братьями из этой фамилии и князьями из рода Дадиани. Предположительно, убитый ими и был одним из представителей рода мегрельских владетелей. Оказавшись в Абхазии, в начале в Самурзакано, а затем и в Бзыпской Абхазии, представители фамилии Дасаниа по-прежнему не любили князей и дворян, не считаясь с их званием и влиянием. Единственные князья, с кем у них заладились отношения, это были князья Чаабал и дворяне Званба.
В настоящее время в отношениях между фамилиями Дасаниа и Чаабал, проживающих в селе Звандрыпш Гудаутского района, действуют строгие брачные ограничения. Данный запрет объясняется фактом молочного родства между ними. Причём представители фамилии Дасаниа выступают здесь в качестве аталыков, а представители фамилии Чаабал – в качестве их воспитанников. По рассказам местных информаторов, в частности, Дасаниа Сократа Алексеевича, союз фамилий Дасаниа и Чаабал в начале возник вследствие близости их фамильных характеров. Причём эта близость была установлена между ними, как я уже отметил, несмотря на то, что представители фамилии Дасаниа были известны в народе как ненавистники князей и дворян.
Почему представители фамилии Дасаниа отнеслись к Чаабаловцам с таким уважением станет более понятно благодаря цитате из книги профессора Арвелода Эрастовича Куправа. Как отмечал Куправа на основании народных преданий, род Чаабал или Чаабалырхуа, проживавший в сёлах Мгудзырхуа и Звандрыпш, был известен своим демократическим образом жизни. Они пользовались уважением среди крестьян, которым ещё до проведения крестьянской реформы раздали свои земли. Факт раздачи земель крестьянам, кстати, вызвал недовольство среди других князей и дворян. И когда в Абхазию прибыл кутаисский губернатор, звандрыпшский князь Чаабалырхуа, как и другие именитые князья, организовал специально для губернатора застолье. Однако гость, информированный недовольными князьями и дворянами о факте раздачи земель крестьянам, так и не посетил имение Чаабалырхуа, унизив тем самым его княжеское достоинство. Но Чаабалырхуа, хотя и был публично унижен высоким чиновником, не очень огорчился, ибо, как пишет А.Э. Куправа, «такое унижение обильно компенсировалось уважением и добрым отношением, которое он получал от крестьян». (Куправа А.Э. Из истории абхазской антропонимии. К вопросу преобразований фамильных имён. Сочи, 2003, с. 157-158).
Говоря о взаимоотношениях фамилий Дасаниа и Чаабал, следует отметить, что в присутствии представителей первой фамилии носители второго фамильного имени вели себя как «младшие» перед «старшими». В частности, они не садились в присутствии старших и даже младших представителей фамилии Дасаниа, не обходили их спереди, не перебивали, не произносили тост раньше них, первыми подавали им воду для омовения рук перед застольем. При этом Чаабаловы подчёркнуто заявляли, что все носители фамилии Дасаниа являются их самыми дорогими и уважаемыми воспитателями.
Скажу вам прямо и откровенно, что нет ни одного абхаза, кто не интересовался бы происхождением своей фамилии и не дорожил бы своими предками. Но нет в Абхазии второго другого человека, кто знал бы генеалогию своей семьи и имена всех своих предков, точно так же, как знаю их я. На это я потратил очень много времени, но об этом, естественно, ничуть не жалею. У меня растут два сына. Иналу ‒ 28 лет, Баграту ‒ 23. Генеалогию нашего рода я начинаю с них по всем линиям родства. Так вот, мою и их генеалогию я узнал на уровне имён 88 предков, являющихся представителями 39 абхазских фамилий. Все и мои, и их предки были абхазами по рождению. Они считали себя абхазами, говорили на чистом абхазском языке. Конечно же, некоторые из них, будучи абхазами, могли происходить от адыгов или же мегрелов. Это совершенно нормальный процесс. Тем более, здесь у нас, на Кавказе. Было бы странно, если мы или другие роды на Кавказе по предкам своим и крови был бы «химически» чистыми с первобытной эпохи и по сей день. На мой взгляд, утверждающий об этом либо просто недалёк, либо окончательно и хронически глуп.
Такими же пустоголовыми являются и те, кто по фамильным окончаниям определяет национальность человека. Но прежде, чем об этом и многом другом поговорить, закончу рассказ об истории и происхождении фамилии Дасаниа. Когда я ещё только начинал изучать историю своего рода, тогда мне было примерно 18-19 лет, услышал от старших, конкретно от Сократа, Платона и Чанты Дасаниа о том, что мы, представители фамилии Дасаниа, а также носители фамилий Дарсаниа, Дарсалиа (Дараселиа и Дарселиа) являемся единокровными братьями.
Услышав об этом, естественно, думаю, вы меня поймёте, я захотел получить утвердительные сведения, которые аргументированно доказывали бы происхождение фамилий Дарсаниа, Дарсалиа, Дараселиа и Дарселиа от нас, от представителей фамилии Дасаниа. Но тогда, когда мне стало известно о том, что все представители фамилии Дарсаниа и Дараселиа утверждают о своём Дарсалиевском происхождении, мне пришлось отказаться от амбициозного стремления и принять единственно справедливую истину, установив позднее, поддерживаемые по сей день, связи со всеми указанными фамилиями.
Примерно к 40 годам, это было 12 лет назад, я постепенно стал свыкаться с мыслью, что ещё более углубить свою родословную вряд ли смогу, и что мои предки, скорее всего, происходили не только из Мегрелии, но и сами были мегрелами. Более всего я хотел быть потомком шумеров и хаттов, историю которых неплохо знал, а книги о них дочитывал буквально до дыр. Мне было известно, что часть древнейших предков абхазского народа происходили именно из Малой Азии, из Шумера и страны Хатти. Я хотел дойти до начала начал моего происхождения. Мысленно обнять всех своих предков и поклониться им до самой родимой земли.
К этому времени я набрал в своём сердце столько мудрости и опыта, что мне было совершенно всё равно, кем могли быть мои далёкие предки. Осознавая себя абхазом до мозга костей, я готов был принять любое происхождение: мегрельское, тюркское, арабское, персидское… Любое! Почему? Да потому, что я любил и люблю все народы мира, всех людей доброй воли. Я как-то подумал: «Увы, не быть мне потомком шумеров и хаттов. Не считать мне себя древним абхазом. Что ж, нет повода для уныния. Видимо, так было предопределено Богом. Я должен с благоговением отнестись к решению Всевышнего. Хвала Господу нашему! И спасибо вам, мои предки!».
Примерно в таких мыслях я провёл более 10 лет. И уже почти три года, в 50 лет, 8 января мне исполнится 53 года, в моей жизни произошло то, что заставляет меня ещё чаще и ниже склонять голову перед нашим Создателем. При посредничестве чеченца, жившего тогда в Казахстане, Пахрудина Арсанова, я сделал ДНК-анализ со второй попытки. Анализ был направлен по почте в США, в самую известную генетическую лабораторию мира – FTDNA.
Ответ я ждал пять месяцев. О силе и значении генетических лабораторий для установления предков рода по отцовской линии я тогда почти не думал. Но, получив оттуда результат, я возблагодарил Бога за всё в моей жизни и судьбе моих предков. Обращаясь сейчас непосредственно к вам, мои дорогие читатели, подписчики и гости страницы, я хочу попросить вас никогда не терять веру. В Бога, в своих предков, в родителей, в себя. И никогда не говорите «никогда».
По результатам анализа ДНК выяснилось, что мои древнейшие предки являлись кровными родственниками современных абхазов и братских народов Северного Кавказа. По происхождению отцовской линии они не имели никакого отношения ни к Грузии, ни к Мегрелии, как к региону Грузии. Предки мои происходили из Шумера – колыбели мировой человеческой цивилизации. Потомками шумеров они, носители гаплогруппы J1 M267, прибыли в Аравию и стали арабами. Одним из их потомков предположительно был великий Пророк Мухаммед, изменивший весь ход истории. Арабами, с целью распространения ислама, они уехали на Кавказ, осели в Дагестане, но распространились по Чечне и иным кавказским регионам. Через много-много столетий уже дагестанцами они уехали в Иран. Там их потомки стали персидскими шахами. Фетх Али-шаха из династии Каджаров и всё его потомство даже по внешности невозможно было отличить от облика моих предков и ближайших родственников по моему роду. Говорят, что у Фетх Али-шаха было тысяча жён, подавляющее большинство которых происходило из различных районов Грузии. Вероятнее всего, кто-то из Мегрелии или Грузии, мегрелка или грузинка попала в гарем Фетх Али-шаха и вышла за него замуж. Это рабочая версия. Она не окончательная. Нужно углубить ДНК-анализ и хорошенько изучить так называемую митохондриальную ДНК. О результатах исследования я непременно в своё время вам сообщу.
Жена шаха с детьми по какой-то неизвестной причине, возможно, по ностальгии к родине или просто, чтобы навестить родительский дом, вернулась в Грузию, но дети в дальнейшем остались жить в стране матери. Кто-то из них совершил убийство и отбыл вместе с братьями в Абхазию. В данной версии есть некоторые нестыковки. Возможно в Грузии оказались не потомки самого Фетх Али-шаха, а кто-то из его двоюродных или троюродных братьев. Так или иначе, до выводов пока далеко. Нужно продолжить изучение генеалогии и генетики моих предков.
А сейчас я ознакомлю вас с результатами моего ДНК-анализа (37 маркеров): гаплогруппа J1 − 12 23 14 10 12-18 11 13 11 14 11 30 19 8-9 11 11 26 14 20 28 15-15-16-16 11 10 20-22 14 13 18 17 36-37 13 10. Для сравнения: ДНК-профиль Мухаммеда – 12 23 14 10 13-18 11 17 11 13 11 30.
Процитируем фрагмент из статьи «Проект ДНК Мохаммеда», который опубликован на сайте «igenea.com»: «Хашимиты принадлежат к гаплогруппе J1. Эта группа возникла около 16 000 лет назад на Ближнем Востоке, вероятно, в Анатолии или Месопотамии. Оттуда он мигрировал на Аравийский полуостров, откуда распространился больше всего».
А вот сравнение моего результата ДНК-анализа с результатами предка Фетх Али-шаха – Каджар-бека, жившего в XIII веке. Мой результат: 12 23 14 10 12-18 11 13 11 14 11 30 19 8-9 11 11 26 14 20 28 15-15-16-16. Результат Каджар-Бека (Иран): 12 23 14 10 12-18 11 13 13 13 11 29 20 8-9 11 11 27 14 20 29 14-14-15-16.
(Продолжение следует).
Источник