Жизнь / История / 04 январь 2021

«АБРЕК – СЛОВО, ИЗОБРЕТЕННОЕ КАБАРДИНЦАМИ…»

«АБРЕК – СЛОВО, ИЗОБРЕТЕННОЕ КАБАРДИНЦАМИ…»

Д. Д. Семенов, автор вышедшего в 1871 году учебного пособия для школьников, считал, что это слово изобрели кабардинцы

Имя русского педагога середины и второй половины XIX века К. Д. Ушинского достаточно хорошо известно. А вот его последователь Дмитрий Дмитриевич Семенов практически забыт, хотя именно ему принадлежит заслуга активного внедрения в школьную программу такого учебного предмета, как география.

Особое внимание Д. Д. Семенов уделял познанию отечества – отечествоведению. Чтобы изучение его было успешным, педагог решил составить книгу для чтения, придав ей форму хрестоматии, включив в нее все лучшее, что «доселе было написано нашими путешественниками и учеными». Исходил он из следующего: «Во-первых, исследования ученых специалистов а, рассказы путешественников всегда будут основательнее и лучше характеризовать предмет, нежели статьи, составленные посторонним лицом, хотя бы статьи эти и отличались большею доступностью для понимания учеников; во-вторых, подобная хрестоматия дает возможность ученикам осязательно познакомиться с богатством географической литературы своего отечества; наконец, в-третьих, чтение специальных статей и путешествий влечет за собою всегда множество вопросов со стороны учеников и объяснений со стороны учителя, напрягает ум и внимание учеников, дает материал для самостоятельных работ и возбуждает в учениках любовь к чтению серьезных статей».

Предполагалось, что «хрестоматия будет состоять из трех томов в шести выпусках. В первый том войдут северная и южная Россия, во второй западная и внутренняя Россия, в третий восточная Россия, Сибирь и Кавказ. Общая программа книги была такова: Россия разделена на несколько больших пространств. За основание деления принято не административное деление по губерниям, а исторические или географические условия. Относительно каждого пространства подобраны статьи в таком порядке: 1. Историческое обозрение, с целью показать прошедшее этой страны, служит везде передовой статьей. 2. Далее следуют отрывки и статьи географического и естественно-исторического содержания для ознакомления с природой края. 3. Далее идут этнографические статьи, знакомящие с жизнью населяющих народов. 4. Характеристика главнейших пунктов промышленной, умственной и духовной деятельности края заканчивает собою собрание отрывков о каждой стране. 5. В заключение, представлен общий очерк каждой страны, составленный автором книги. Этот очерк, с одной стороны, будет составлять resume всех прочитанных статей, а с другой, будет служить их дополнением, потому что не все может быть сказано в отрывках, что должно знать каждому образованному человеку. Хотя общий очерк составлен в строго-научной форме и сжатом виде, однако, после прочтения подробных занимательных статей, и подобный очерк будет совершенно понятен для учеников и принесет существенную пользу, ибо голые цифры и факты основаны здесь на известных уже данных и осмыслены уже прежде идеей».

Всем означенным принципам отвечает и очерк «Кавказ», вошедший в третий том учебного пособия «Кавказ и Урал», вышедший в 1871 году в Санкт-Петербурге вторым изданием. В нем восемь разделов, в том числе «Исторический очерк», «Вершины и проходы», «Природа и человек на Кавказе» и др. Для нас представляют особый интерес те из них, в которых идет речь о менталитете кабардинцев: «Черкесы», «Джигитовка, «Абрек».

Полностью очерк будет опубликован в восьмитомнике нашего издательства «Кабарда: гордость Кавказа, вольности щит» (пять книг вышли в прошлом году, в феврале нынешнего выйдут три заключительные), а пока предлагаем вниманию читателей раздел «Абреки».

Интересно, что в учебном пособии, составленном Д. Д. Семеновым, первенство в изобретении слова «абрек» отдается из всех народов Кавказа именно кабардинцам. Напомним также, что писал по этому поводу автор толкового словаря В. Даль: «Абрек (обрекаться?) – отчаянный горец, давший срочный обет или зарок не щадить головы своей и драться; также беглец, приставший для грабежа к первой шайке». Более широко трактует социальный статус абрека словарь Ф. Брокгауза и И. Ефрона: «У кавказских горцев этим именем называют человека, принимавшего на себя обет избегать всяких жизненных удовольствий и быть неустрашимым во всех боях и столкновениях с людьми. Срок обета бывает довольно долгий – до пяти лет, в течение которого абрек отказывается от всех прежних связей, от родных и друзей; абрек не имеет ничего заветного и ничего не страшится».

А вот и сам раздел, заключающий очерк «Кавказ.

«Абрек – слово, изобретенное кабардинцами, значит, заклятый. В жизни горца, как и в жизни всякого смертного, есть свои неудачи, несчастия и горе; но человек образованный, человек, проникнутый истинным религиозным чувством, умеет выносить эти неудачи, прибегая или к упованию и вере, или к рассудку. У горца же нет истинной веры, следовательно, нет и опоры, которая бы в минуту скорби могла врачевать боль его души и успокоить бури страстей. Мелкие несчастия, мелкие неудовольствия своей дикой жизни он презирает, он не понимает их; но горе ему и близким его, если зло или несчастье перельется через край его терпения, тогда эта переполненная капля, канет кровью!..

Сначала он осудит и проклянет себя, потом осудит и проклянет людей. Тогда жизнь делается для него эшафотом, на который он всходит для того, чтобы умереть, но умереть, свершив тьму отвратительных злодейств и неистовств,– словом, он делается абреком. В самом деле, никакое слово так резко не высказывает назначение человека, разорвавшего узы дружбы, кровного родства, даже молочного братства,– человека, отказавшегося от любви, чести, совести, сострадания, словом, от всех чувств, которые могут отличить человека от зверя... И абрек, поистине, есть самый страшный зверь гор – опасный для своих и чужих. Кровь – его стихия, кинжал – неразлучный друг, сам он – верный и неизменный слуга шайтана (черта). Если вы завидели в горах кабардинку, опушенную белым шелком шерсти горного козла, а из-под этих прядей шелка, раскинутых ветром едва ли не по плечам наездника, мутный, окровавленный и безумно блуждающий взор – бегите от владетеля белой кабардинки... Это абрек! Дитя ли, женщина ли, дряхлый ли, бессильный старик – ему все равно, была бы жертва, была бы жизнь, которую он может отнять, хотя бы с опасностью потерять свою собственную. ...Жизнь, которою наслаждаются, для него смертная обида. Любимое дело и удаль абрека – надвинув на глаза кабардинку, проскакать вихрем под сотнею ружейных или винтовочных стволов и врезаться в самую средину врага».

В заключение стоит отметить, что всех, кто интересуется темой абречества, отсылаем к 16-му тому нашего сериала «Кавказ», который называется «Джигиты. Абреки».

Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Январь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
х