Из истории ассирийского села Арзни в Армении.
Сейчас село Арзни (Арцни) в Котайкской области республики Армения населено преимущественно ассирийцами (но также и армянами).
Ассирийцы поселились в Арзни после окончания Русско-персидской войны и заключения Туркманчайского мирного договора в 1828 году (один из пунктов которого предусматривал обмен населением между Персией и Россией, когда на территории, оказавшиеся под властью русских переселялись христиане из Персии, а мусульмане переселялись в Персию). До переселения в Арзни ассирийцев и армян там жили тюрки, изгнанные русскими войсками, но изначально село было армянским, до того, как более 300 тысяч армян шах Аббас I переселил в Персию, а на их место завёз тюркских кочевников, предков современных азербайджанцев.
В селе Арзни, до того как оно лишилось в 17 веке своего армянского христианского населения жили родители армянского историка Захарии Канакерци (по прозвищу Саркаваг) (1627—1699), о чём он сам упоминает в своей "Хронике":
[Том 1 Глава 11]
Также Захария Саркаваг рассказывает две истории связанные с селом.
Еще до того как османы [1] бежали в результате ложного слуха, ими были схвачены два отрока из Котайка. Во время бегства своего они связали отрокам руки за спиной и гнали их перед собой. Достигнув вершины скалы у села Арцни, называемой Дыжварадем, сказали отроки своим конвойным: «Развяжите нам руки, чтобы помочились мы. Убежать мы не сможем, так как с одной стороны каменистый обрыв, а с другой – вы». И развязали они им руки.
А отроки, сговорившись, добежали до вершины утеса, помянули имя Божие и, бросившись вниз со скалы, умерли. Они избрали себе сами столь горькую смерть по двум причинам: во-первых, чтобы не быть опороченными и обесчещенными, во-вторых, чтобы умереть христианами, а не жить вероотступниками. Вот почему не считаю их смерть суетной, но они причастны венца епископа Вилона [?], который бросился с высоты и умер по той же причине, и тысячи дев, которые ради Христа бросились в воду и утонули. [2] Так и они умерли блаженной смертью. [В это время] в ущелье находились скрывавшиеся там люди, и увидели они, как упали отроки, остались до следующего дня, [затем] подняли их тела и, отнеся в село Арцни, похоронили.
[Том II Глава 15]
Примечания:
1. Территория Восточной Армении в те времена была ареной постоянных столкновений между турками и персами.
2. Захарий уподобляет подвиг юношей подвигу тысячи христианских дев, которые в качестве рабынь были посланы персидским шахом Хосровом Ануширваном в дар царю гуннов. Они, не желая попадать в руки язычников, бросились в реку Итиль и утонули. (рассказ об этом содержится в Хронографической истории Мехитара Айриванского. Переведено на русский язык К. Паткановым в 1869).
Интересно есть ли связь между этим преданием и западноевропейским о святой Урсуле и 10000 дев, которые тоже, как известно, пострадали от гуннов, правда на территории нынешней Германии?
Второй рассказ о коне, который всех поразил своей преданностью хозяину и его автор даже ставит в пример людям.
Жил в этом селе некий муж по имени Давид, который был танутером села. Имел он великолепного коня вороной масти, высокого, с широкими копытами, длинной шеей, маленькой головой и быстроходного. Обученный словам, этот конь, которого он назвал Гыр-ат, понимал все, что говорил Давид.
Увели османы и этого коня, и попал он в руки одного карсца, дом которого находился вне крепости. Каждый день садился сей муж верхом на коня, отправлялся в дозор и радовался его быстроходности.
Однажды сел он, как обычно, верхом на коня, поехал на прогулку, [затем] вернулся домой и въехал во двор. Спустившись с коня, бросил он поводья на седло, вошел в дом и сказал слуге: «Пойди расседлай коня».
Выйдя [из дома], слуга увидел, что конь вышел со двора и потихоньку идет. Приблизился к нему слуга, чтобы поймать его, но конь пустился бежать на восток. Пошел слуга, сказал об этом хозяину. Тогда муж этот оседлал другого коня и отправился вслед за тем. Но конь ускорил бег, и он, не сумев догнать его, вернулся обратно. А умный конь, пробежав в ту ночь шестидневный путь, достиг села Арцни и вошел в свой двор.
Ночью мать Давида вышла, чтобы идти молиться в церковь, и увидела коня, который ржал и бил копытами о землю. Вернулась женщина домой и сказала об этом сыну. Вышел Давид, а конь, как разумное существо, положил ему на плечо шею и все время ржал.
Когда рассвело, собрались все сельчане и говорят Давиду: «Отведи коня хану и расскажи ему [все]». Взял он коня, повел и показал его хану, рассказав о причине. Сказал тогда хан: «К тебе вернулось истинно твое добро. Возьми его и иди».
Никто да не посмеется над нами. Мы написали это потому, что животные любят кормильца и хозяина своего, а человек, как это делают в наши дни иноки, не признает своего благодетеля. После двух месяцев плена конь бежал и вернулся к своему хозяину, а мы и двух дней не храним в памяти благодеяния наших господ.
Меж тем турок, который увел коня, спустя несколько дней прибыл в Арцни, увидел коня и узнал, что в ту ночь, когда убежал, он достиг села Арцни. После этого Давид и турок стали друзьями.
[Том II Глава 17]
Ещё статьи по теме:
Армянский царь-эколог, основание Двина и ассирийцы в Армении.
Святой Аствацатур и "несториане" в армянском Двине.
Царица Шамирам, Ара Прекрасный и легенда об основании села Арзни.
Дорогие читатели, если есть желание финансово поддержать проект автора можете сделать перевод на карту СБЕРБАНК VISA 4276 0400 1504 9427