Кого же Пушкин называл "блестящей Ниной Воронскою, сей Клеопатрою Невы"?
Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Помните, в "Евгении Онегине", описывая светский раут, на котором Онегин увидел замужнюю Татьяну, Пушкин писал:
Она сидела у стола
С блестящей Ниной Воронскою,
Сей Клеопатрою Невы;
И верно б согласились вы,
Что Нина мраморной красою
Затмить соседку не могла,
Хоть ослепительна была".
Кого же вывел Александр Сергеевич под именем Нины Воронской? Есть ли у этого персонажа реальный прототип?
Поиск прототипов тех, кого Пушкин хотя бы раз упомянул в своем знаменитом романе - увлекательное занятие не только для литературоведов. Разумеется, пушкинисты подробно изучили и образ Нины Воронской и чуть ли не передрались, защищая свои версии. Также понятно, что это собирательный образ, но все же поэта вдохновила какая-то конкретная женщина. Среди версий наиболее популярны две: что это Елена Завадовская и Аграфена Закревская.
Обе дамы были признанными красавицами, Пушкин пережил увлечение обеими.
Красоту графини Завадовской называли царственной и холодной. Пушкин писал о ней:
Всё выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей".
Я раньше думала, что эти стихи посвящены жене, Наталье Николаевне, оказалось - Завадовской.
Будучи замужем, она вела себя достаточно вольно, не особо скрывала свои любовные связи, так что вполне заслужила прозвание Клеопатры Невы.
Однако многие исследователи склоняются к тому, что в образе Нины Воронской Пушкин вывел другую красавицу - графиню Аграфену Закревскую. Это была очень страстная и экзальтированная женщина с репутацией избалованной ветреницы. Ее регулярные обмороки и припадки воспринимались как проявление капризности. Выданная замуж не по любви, она изменяла мужу с многими молодыми людьми, быстро и страстно влюбляясь, затем столь же бурно разочаровываясь. Пушкин состоял у нее в близких приятелях и поклонниках.
Он посвятил ей несколько стихотворений, в том числе прекрасный "Портрет", где дал ей точную характеристику:
С своими бурными страстями,
О жены Севера, меж вами
Она является порой
И мимо всех условий света
Стремится до утраты сил,
Как беззаконная комета
В кругу расчисленном светил".
Мне кажется, что в образе Нины Воронской Пушкин вывел обеих красавиц. Он мог вдохновиться "мраморной красой" Завадовской, а назвать Клеопатрою Невы вполне можно о6еих дам. Притом обеим их любовные связи не мешали блистать в свете и не портили репутацию, как ни странно. Как будто был какой-то негласный договор, что таким красавицам простительно всё.
В любом случае, они обе остались в истории как женщины, вдохновлявшие Пушкина.
Почитайте еще на моем канале:
Девичья честь и ее отсутствие: как это показано в искусстве
Существовали ли реальные прототипы легендарных Ромула и Рема?
Как советские художники воспевали индустриализацию
В блоге мужа:
Любимые советские артисты в шаржах Юрия Богатырева
Источник