Россия / 08 январь 2021

Пермский край в 2020 году: охота к перемене мест у мэров и губернаторов

Пермский край в 2020 году: охота к перемене мест у мэров и губернаторов

Политическая и экономическое поле в Пермском крае в 2020 году на 90% были обусловлены ожиданием, а потом и полной сменой региональной исполнительной власти. За отставкой одного губернатора и выборами другого последовала чреда замен политических игроков и фигур влияния в экономике.

Снова свой на краю

Событие года в политической жизни Прикамья шокировало элиты в самом его начале – губернатор Максим Решетников был в конце января стремительно назначен главой Минэкономразвития РФ. Почти месяц потребовался президенту, чтобы найти преемника. Губернатор Дмитрий Махонин, как и его предшественник, назначается врио губернатора в возрасте 37 лет. Как и Решетников, Махонин возвращается на родину с опытом работы в столице. В отличие от Решетникова, он имеет и опыт участия в избирательных кампаниях – в 2016 году на выборах в Госдуму он возглавлял краевой список партии «Яблоко».

Махонин долго присматривается к своему окружению в краевой администрации. И в результате, почти полностью меняет состав правительства: в новом правительстве оказываются представители бизнеса, чиновники из соседних регионов, управленцы, большинство из которых ранее не были замечены в дружеских или рабочих связях с губернатором. Махонин как будто бы всерьез заинтересован в привлечении профессионалов извне.

«Губернатор взял для переформирования команды заметную паузу. Думаю, что это было связано с желанием губернатора посмотреть широкий круг потенциальных кандидатов, в том числе – из бизнеса, особенно тех, с кем он ранее не работал. Одновременно, он решал другую задачу – завершить отношения с потенциально токсичными членами правительства, а также с людьми из команды предыдущего главы региона, которые «по наследству» перешли в его правительство. В результате, мы видим существенное обновление правительства, в котором большинство людей не были в политике и не управляли бюджетом. В какой-то степени это – масштабный эксперимент», — говорит политолог Алексей Копысов.


«Предшественники даже в кадровых вопросах довольно очевидно опирались на несколько политических групп. Здесь же мы видим точечную кадровую деятельность с опорой на личности, которым губернатор доверяет участие в управлении регионом», — добавляет он. Так, ключевой – экономический блок – покидает Максим Колесников, в прошлом – руководитель Фонда моногородов, на его место приходит бизнесмен из Лысьвы Эдуард Соснин, меняется и куратор министерства – вице-премьером по этому направлению назначается столичный бизнесмен Алексей Черников. При этом минфин сохраняет прежние

Через три месяца после назначения Махонин, вводит в Пермском крае, одним из первых в РФ, жесткий локдаун в связи с угрозой распространения новой короновирусной инфекции. Это непопулярное решение особенно критикуют представители малого бизнеса, которые стремительно теряют доходы. В этой новой жесткой реальности проводится губернаторская избирательная кампания.

Другие заметные решительные шаги в статусе врио он старается не делать и, как отмечают эксперты, не замечает или намеренно игнорирует высветившуюся проблему с организацией лечения от новой коронавирусной инфекции. Старинный комплекс зданий краевой инфекционной больницы давно нуждается в замене, его возможности довольно быстро исчерпываются, и один за другим в «ковидные» превращаются обычные стационары. Наблюдатели отмечают, что у Махонина был шанс воспользоваться федеральным ресурсом, и не только финансовым, для ускоренного строительства нового здания инфекционной больницы, но он этого не делает. Даже при очевидном электоральном весе этой темы.

Земельный участок для строительства новой больницы на правом берегу Перми выделен еще два года назад. В мае 2020 года краевое управление капитального строительства расторгло контракт с подрядчиком из-за того, что он нарушил сроки исполнения контракта и подготовил проект не соответствующий отраслевому техническому заданию. Новый подрядчик еще не выбран. В перечне объектов капитального строительства краевая инфекционная больница должны быть построена до 2024 года. Как и новая сцена театра оперы и балета, и пространство для коллекций Пермской художественной галереи.

Что еще успевает сделать Махонин? Одновременно с кадровым обновлением своего правительства, с его подачи меняется исполнительная власть в краевом центре и еще нескольких структурно важных муниципальных образованиях региона.

Пермь через «ё». Мэр ушел, да здравствует новый

Сначала про Пермь. В ноябре пишет заявление об уходе глава администрации краевого центра Дмитрий Самойлов, проработавший на этом посту четыре года. У Самойлова – долгожданное для политического долгожителя повышение – он в третий раз за свою карьеру назначается заместителем председателя правительства Пермского края, в этот раз — ответственным за 300-летний юбилей Перми (в 2023-м). Кресло не совсем то, на которое рассчитывал политический долгожитель, проведший во власти с коротким перерывом двадцать лет, но в том же здании на Куйбышева, 14.


На вакантную должность в администрации Перми претендует только генеральный директор «ПЗСП» Алексей Демкин. Его кандидатура – единственная, предложенная на утверждение депутатам гордумы – еще недавно коллегам депутата Демкина. Его переход с законодательной ветви власти в исполнительную происходит быстро и не драматично: «ПЗСП» по наследству переходит младшему брату Евгению, кресло в Думе – пока еще вакантно, кандидатура Демкина не вызывает вопросов у коллег.

Почему так? Алексей Демкин, похоже, стал одним из участников неформального договора, который был заключен между исполнительной и законодательной властью муниципального и регионального уровней. Договор, а не сговор, что важно. «Сложилась ситуация, когда губернатор как лидер вновь формируемой команды и депутаты городской думы одновременно согласились с тем, что кандидатура Алексея Николаевича оптимальна. Дума действительно консолидируется вокруг Демкина, молодого политика и хозяйственника, вчерашнего коллеги. Надо подчеркнуть, что его назначение поддержали и те депутаты, которые были на переднем крае острой дискуссии с городской администрацией», — отмечает политолог Алексей Копысов.


К слову, токсичные персонажи из управления Думой были исключены до утверждения новой кандидатуры главы администрации. Сможет ли Демкин удержать ровный тон во взаимодействии и действительно решать накопившиеся проблемы в градостроительной политике, дорожном строительстве, транспортной сфере – будет ясно уже спустя полгода. «Сейчас ситуация развивается так, что Демкин, опираясь на ресурс консолидированной гордумы, может защищать интересы Перми в конструктивном диалоге с краем, и это потенциально очень хороший расклад, – рассуждает эксперт. – Есть и еще один важный момент – назначение Алексея Демкина с оптимизмом восприняло строительное сообщество, которое рассчитывает на профессиональный подход и позитивные изменения в отрасли».

Интересная деталь, показательная для стиля управления господина Демкина. Через сутки его пиарщики, как от ПЗСП, так и из пермской мэрии обзванивают местные СМИ с жестким требованием и манипуляцией отказа от госконтрактов: «Фамилия Демкин пишется исключительно как Дёмкнин», — сообщают они.

Кадровые революции на местах

Крупнейший после Перми город – Березники – также настигли кадровые перемены. Руководивший городом последние десять лет Сергей Дьяков не стал участвовать в объявленном конкурсе на замещение своей должности.

Новым главой города стал бывший директор по правовым вопросам ОХК «Уралхим» Константин Светлаков. ОХК «Уралхим» управляет в Березниках «Азотом» и по сути уже владеет крупнейшем в России производителем калийных удобрений ПАО «Уралкалий». Компания «Уралхим» Дмитрия Мазепина закрыла сделку по приобретению контрольного пакета акций «Уралкалия» в начале декабря (подробнее – в рейтинге БИЗНЕС). Константин Светлаков пополнил команду бывшим сити-менеджером Кирово-Чепецка, это также территория влияния «Уралхима».

Пермский район

После 20-летнего «правления» Пермский район покидает глава Александр Кузнецов. Если Березники – самый многочисленный после краевого центра и самый промышленный город, то Пермский район – это самый богатая территория края с точки зрения бюджетного финансирования. О токсичности Кузнецова и его безграничной власти говорили давно, но покинул пост он только в 2020 году.

Бизнес решает все. Сам

Событие федерального масштаба в отечественном самолетостроении – выход в небо нового МС-21 имеет непосредственное отношение к Пермскому краю. Более того, не было бы возможным без него: на крыле первого отечественного самолета – пермские двигатели.

Пермь – на крыле или под крылом?

В декабре Объединенная авиастроительная корпорация (Ростех) подняла в воздух первый опытный авиалайнер МС-21-310 с двигателями ПД-14. ПД-14 может быть расшифровано и как перспективный двигатель образца 2014 года, и как пермский двигатель. Это первый турбовентиляторный самолетный двигатель, построенный в России. В структуре Ростеха головным исполнителем выступили «ОДК-Пермские моторы». С момента распада СССР авиа- и двигателестроение переживало разные времена. Ирония истории состоит в том, что первые модели авиалайнеров МС-21 «Иркут» оснащал двигателями компании Pratt & Whitney. С конца 90-х именно этот американский концерн был акционером ОАО «Пермский моторный завод» и только в 2011 году Ростеху удалось исключить этого миноритария из акционерного капитала стратегического предприятия.

«Появление ПД-14 укрепляет независимость страны от зарубежных поставок и дает возможность развивать собственную линейку гражданских самолетов, которые будут использоваться в России и поставляться на экспорт», — заявили в Ростехе после полуторачасового полета МС-21. В Ростехе не скрывают, что разработка ПД-14 заложила фундамент для российской авиации на ближайшие десятилетия, ведь наличие выбора между двумя двигателями может стать конкурентным преимуществом российского авиалайнера: «Американский двигатель уже прошел сертификацию, имеет сеть сервисных центров и зарекомендовал себя на рынке. Уже есть предварительные заказы на самолет именно с этой силовой установкой. Российский ПД-14, не уступающий зарубежному двигателю по своим характеристикам, будет привлекателен для отечественных авиакомпаний и развивающихся рынков, а также стран, находящихся в условиях санкционных ограничений».


Ровно за сутки до нового года во время рабочей встречи о развитии транспорта в России президент Владимир Путин дал пермским двигателестроителем новое поручение — завершить строительство следующего двигателя ПД-35 не позднее, чем через семь лет. Разработка ПД-14, если считать с момента его первого упоминания, шла порядка двенадцати лет.

«Когда мы говорим о ПД-14, я вас прошу ни в коем случае не забывать и о следующем двигателе с тягой в 35 тонн – ПД-35. ПД-35 с тягой 35 тонн – это перспективная модель, он должен быть к 2027 году готов, но мы планировали его к широкофюзеляжному самолёту. Даже если к этому времени – это продукция длительного цикла изготовления – он не будет готов, все равно над двигателем нужно работать. Можно его будет использовать на удлиненной версии Ил-96, но надо помочь двигателестроителям довести эту работу до конца», — поставил задачу глава государства.

Уникалийное слияние

По конец года крупнейшая в России компания – производитель калийных удобрений с капитализацией в 150 млрд руб., «Уралкалий», переходит под контроль другого химического монстра – объединенной химической компании «Уралхим» бизнесмена Дмитрия Мазепина.

ОХК «Уралхим» в Пермском крае управляет филиалами «Азот» (производитель карбамида и селитры в Березниках) и «ПМУ» (производитель минеральных удобрений в Перми), а также заводами в Кировской области и Подмосковье. У компании есть трейдинговые подразделения в Латвии и Бразилии.

Сближение двух монстров продолжается уже несколько лет, в 2016 году 20% акций «Уралкалия» купил однокурсник Дмитрия Мазепина и руководитель дилерской компании в Белоруссии Дмитрий Лобяк. К концу 2020 года участие «Уралхима» в «Уралкалии» превысило 80%. После объявление о сделке Мазепин завил, что этот коммерческий проект обусловлен «высокой маржинальностью рынка калийных удобрений, уверенностью в его дальнейшем росте и стабильным спросом на продукцию компании»: «Мы видим потенциал повышения эффективности «Уралхима» и «Уралкалия» в результате обмена опытом, стандартизации процессов, совместного применения лучших практик», — заявил он.

Происшествие года: горячая «Карамель»

В декабре 2020 года СКР завершил расследование трагедии в пермском мини-отеле «Карамель». Сейчас в деле четыре фигуранта, это пожарный инспектор Разиф Исмакаев, обвиняемый в халатности, приведшей к трагедии. Второй — главный инженер ООО «УК «Профи-Дом», обвиняемый в причинении смерти по неосторожности при выполнении должностных обязанностей. Третий фигурант – начальник подразделения «Пермской сетевой компании». Ему предъявлено обвинение по ч. 3 ст. 217 (нарушении требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц).

Основной фигурант дела — управляющий мини-отелем Сергей Щербаков. Его обвиняют в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц. Сразу после трагедии он был объявлен в розыск, обнаружен в аэропорту и помещен в СИЗО.

Трагедия в отеле произошла накануне отставки губернатора Максима Решетникова, в ночь на 20 января. Помещение было залито кипятком, там фактически заживо сварились и погибли пять человек. ЧП расследует центральный аппарат СК Росии.


Ковидные реальности культуры постмодерна

Меры по противодействию новой коронавирусной инфекции сильнее всего коснулись всех сфер досуга, в том числе, и культурной его составляющей. В Перми отменили традиционные «Дягилевские сезоны», и хотя осенью бывший художественный руководитель театра оперы и балета Теодор Курентзис умудрился провести фестиваль «Дягилев+». Концерты прошли в Пермском оперном театре и в цехе №5 завода Шпагина. Но, как отметили эксперты, и это, и остальные культурные события проходили «фрагментарно и эпизодически».

«Уходящий год некорректно описывать какими-то ни было рейтингами, – говорит президент фестиваля «Флаэртиана» Павел Печенкин. – Все события в силу известных ограничений происходили фрагментарно и эпизодически. Многие события пришлось выводить в онлайн. В этом году в таком формате прошел конкурс артистов балета «Арабеск», а он проходит раз в два года, и значит – и следующий год мы будем лишены этого события».

Онлайн доступ на сцену

Гала-концерт лауреатов XVI Открытого конкурса артистов балета «Арабеск», как и другие значимые проекты, организованные на площадке Пермского театра оперы и балета, в период ограничений большинству зрителей были только в онлайн-формате. Для этого театр запустил платную видеоплатформу – весь доступный контент открывали за 1,5 доллара в неделю. «Весной и летом, в период пандемии, Пермская опера приобрела колоссальный опыт онлайн-трансляций. Мы вышли на новый уровень взаимодействия со зрителем в интернете, привлекли широкую и качественную аудиторию», — заявил гендиректор театра Андрей Борисов. Сам господин Борисов в уходящем году покинул театр. Теперь он трудится в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Надо сказать, что со сменой губернатора в театре сменились главный балетмейстер и художественный руководитель. Эра Теодора Курентзиса для пермской оперы осталась в прошлом.



Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930