Монголы узнали о Чингисхане от русских? Жертвам ЕГЭ посвящается
Необходимое предисловие.
Статья не имеет никакого отношения к оружиеведению (за исключением фотографий монгольских лучников, сделанных в конце XIX - начале ХХ веков), но уж очень много расплодилось за последние годы борцов с "монголо-татарским игом", которые твердят, что не было не только "ига", но и монгольского нашествия, а ныне живущие монголы, кочевники и скотоводы, о самом Чингисхане и его завоеваниях узнали только в XX веке да и то "от русских".
Последней каплей, подвигнувшей меня на развенчание этого бреда про русских, рассказавших современным монголам о Чингисхане, стал диалог при обсуждении одной из статей, в котором мой визави заявил, что знаменитый русский путешественник Н. Пржевальский, путешествовавший в тех местах в 60-е - 70-е годы XIX века, не слышал от описанных им монголов никаких рассказов о Чингисхане. А, поскольку Н. Пржевальский, по словам моего визави, не историк и не археолог, то его словам следует доверять на все 100%/.
Честно сказать, никогда Пржевальский не входил в круг моих интересов, но если уж коса нашла на камень, то, как говорится, без вариантов: пришлось довериться Н. Пржевальскому и изучить вопрос о том, знали ли монголы о Чингисхане в годы его путешествий.
Н. Пржевальский: "сохраняется память о Чингис-хане" (1871 год).
Оказалось, русский путешественник не только не раз слышал рассказы монголов о Чингисхане и не раз записывал их свои дневники, но даже и опубликовал эти сведения в своих книгах.
Так, например, две легенды, рассказанные монголами о "потрясателе Вселенной", Пржевальский приводит в своей книге "Монголия и страна тангутов". Записаны они были в 1870 - 1873 годах в Ордосе, районе т.н. Внутренней Монголии, завоеванной манчжурами (вместе с Китаем) в 1649 году.
Вторая легенда также касается войн, которые вел Чингисхан в этих местах:
Другие легенды монголов о Чингисхане, записанные Н. Пржевальским приводятся в книге "Путешествия Н. М. Пржевальского в Восточной и Центральной Азии. Обработаны по подлинным его сочинениям М. А. Лялиной", опубликованной в 1891 году. Они также были записаны в Ордосе, что неудивительно:
Наиболее интересной представляется легенда о грядущем воскресении Чингисхана:
Впрочем, только Пржевальским я не ограничился и без особого труда нашел еще несколько ссылок на легенды монголов о Чингисхане, которые описывали другие русские путешественники.
Г. Потанин: "Чингис-хан вновь явится" (1888 год).
Так, Г. Потанин, еще один известнейший исследователь Азии (есаул Сибирского казачьего войска) в статье "Три народности Восточной Азии", опубликованной в "Вестнике Европы" в 1888 году, тоже описывает легенду о грядущем воскресении Чингисхана, причем в несколько других деталях. Легенда эта также из Ордоса:
Вместо эпилога: "все монголы принимают участие в славе Чингис-хана" (1818 год).
Однако монголы знали о Чингисхане и до появления в их краях Н. Пржевальского и Г. Потанина. Так, в журнале "Сын Отечества" в 1818 году была напечатана статья (к сожалению, без указания автора)"Правление и политическое состояние Монголов-Халкасов", в которой было, как говорится, черным по белому написано следующее:
Таким образом, очередной миф "отрицателей монголов" не только оказался мифом, но и в очередной раз продемонстрировал их полное незнание литературы по столь яростно оспариваемой ими теме. Учите матчасть, "отрицатели", узнаете много для себя нового!
Об оружии и тактике монголов в XIII веке можно прочитать здесь.
Понравилась статья? Подпишитесь, поставьте лайк и сделайте репост в соцсетях. Спасибо!
Источник