Новый год по-марийски: самобытные традиции коренного народа Марий Эл
Шествие ряженных и снежные сугробы, или как народ мари отмечает Новый год.
Наверное, наступление новогодней ночи нельзя вообразить без ярко украшенной зелёной красавицы, вкусных блюд и заветных подарков. Как бы то ни было, коренной народ Республики Марий Эл отмечает Новый год без догонялок за подарками под ёлкой.
В преддверии Старого Нового года РИА SM-News предлагает познакомиться с загадочным марийским праздником нового года – Шорыкйол.
komanda-k.ru
Древний Новый год
Сегодня во многих городах нашей страны отмечают Святки, но почти в то же самое время, с 5 января по 12 января, народ мари празднует календарно-обрядовый праздник «Шорыкйол».
Народное торжество имеет несколько названий: Шортйол или Шачял, что означает «рождение нового года».
Впрочем, существует и альтернативный перевод – «овечья нога». В качестве доказательства правдивости этой интерпретации её сторонники приводят марийский ритуал дёргания овец за ноги, совершавшийся в первый день церемонии. Такой обряд сулил плодородие и благополучие в доме.
Самобытный праздник является действительно древним. Так, марийские фольклористы утверждают, что марийцы проводили Шорыкйол ещё 6 тысяч лет назад.
Кстати, в прошлом настоящая шорыкйольская неделя выпадала на конец современного календарного года, с 21 декабря по 28 декабря. Выбор такого времени связан с тем, что на этот период приходится зимнее солнцестояние, т.е. зарождается новое солнце.
Республиканский центр марийской культуры
Всё чудесатее и чудесатее: поезд ряженных
В Республиканском центре марийской культуры рассказали, что к важному атрибуту торжества относится поезд ряженных. Во главе находится Васли кугыза (дед Василий – прим.ред.) или в редких случаях Васли кува (бабушка, жена деда – прим.ред.).
У главных персонажей есть свита, состоящая из медведя, солдата и его «второй» половинки, а также из комических персонажей, домашних животных и изображающих злых духов.
«Актёры» надевали старые тулупы, вывернутые мехом наружу шубы, лохматые шапки и различные маски. Ряженные ходили по марийским домам весело и шумно, поздравляя хозяев с Шорыкйол и принимая угощения.
В свою очередь, хозяйки показывали своё рукоделие, а хозяин дома демонстрировал предметы, сделанные собственными руками.
РИА SM-News / Елена Яшметова
Снежный сугроб, гадания и запрет на стирку
Первый день праздника связан с приметами. Рано утром вся семья выходила на озимое поле и готовила небольшие снежные кучи, которые напоминали стога и скирды хлеба.
На стожки втыкали ржаные колосья, а некоторые люди зарывали в них блины. Кроме того, в саду трясли ветки и стволы плодовых деревьев и кустарников, чтобы в новом году собрать богатый урожай фруктов и ягод. В это же время марийцы наблюдали за капризами природы.
По погоде судили о том, какими будут весна и лето, делались предсказания об урожае: «Если снежную кучу, наметанную в Шорыкйол, занесёт снегом — быть урожаю» («Шорыкйол каваным лум петыра гын, кинде шочеш»), «В Шорыкйол будет снег — будут овощи» («Шорыкйол кече луман лиеш- пакча саска шочеш)».
Марийский новый год – это лучшее время для гадания. Особенно любили это занятие молодые девушки. Представительницы прекрасной половины коренных жителей Марийских земель хотели узнать, когда выйдут замуж, за кого и будут ли счастливы с мужем.
В период национального торжества народ мари соблюдал ряд запретов. В своеобразном списке табу значились отказ от стирки белья, шитья и вышивки. Кроме того, в это время народ мари не выполнял тяжёлую работу.
РИА SM-News / Елена Яшметова
Праздничный стол
Согласно марийским традициям в Шорыкйол большую роль играет обрядовая еда. Считалось, что обильный обед должен обеспечить достаток в еде на новый год.
Обязательным блюдом является баранья голова, кроме неё готовят следующие традиционные напитки и кушанья:
пиво из ржаного солода и хмеля (пура), блины (мелна), овсяные пресные хлебцы (шергинде), ватрушки с начинкой из конопляных семян (катлама), пироги с зайчатиной или медвежатиной (меранг але маска шыл когыльо), «орешки» из ржаного или овсяного пресного теста (шорыкйол пякш).
komanda-k.ru
Путешествие на два века назад
Как проходил Шорыкйол в XIX веке? Скорее всего, ответ на этот вопрос можно найти с помощью машины времени. Впрочем, самым реальным способом является книга Гавриила Яковлева «Религиозные обряды черемис».
На его страницах говорится о том, что в колоритный праздник коренные жители Марийского края готовили пельмени, положив в них копейки и сделанные из лыка небольшие лямочки.
Считалось, что тот, кто найдёт деньги, будет богат. Если говорить о лямочке, то человек сможет похвастаться плодовитой домашней скотиной.
«<…> вечером все собирались в один конец деревни и, начав пировать с крайнего дома, ходили по порядку во все дома, не пропуская ни одного дома. Бывало, в который дом придут пировать по порядку, там водили ребят в овчарню хватать овец за ноги для того, чтобы овцы принесли двойни и расплодились.
Старинные Козьмодемьянские черемисы придерживались таких суеверий и думали, будто бы если в этот день станут считать деньги — разбогатеют, если будут прикасаться к скотине со словами чтобы расплодились — и расплодится, на гумне если будут пригребать снежные вороха, уродится хлеб…», — пишет автор книги.
Согласно воспоминаниям Гаврилова не все представители луговых марийцев отмечали данное событие. Вместо него они проводили девичий праздник.
«Девицы перед праздником со всех домов собирают солод в один дом, там варят пиво, и в самый день праздника собираются в этот дом; туда же приходят пожилые мужчины и женщины, а девицы поют песни, пляшут и угощают приходящих пивом, а приходящие за угощение и пляски дарят их деньгами», — рассказывают старинные страницы.
РИА SM-News / Елена Яшметова
Деревня гудела и дышала весельем
Сохранился ли марийский новый год до наших дней? Безусловно! Причём его проводят не только в Йошкар-Оле, но и в муниципалитетах республики.
Старожилы северо-востока Марий Эл вспоминают особенности празднования самобытной церемонии в середине прошлого века. Житель Сернурского района Евгений рассказывает, что Шорыкйол являлся одним из самых любимых торжеств, который проходил весело.
«Данный марийский праздник имеет некоторые общие черты с русскими Святками. Дело в том, что во время Шорыкйол мы переодевались в различных персонажей, например, в персонажа Васли кугыза (дед Василий – прим.ред.).
Роль «сценической» одежды выполняла тулупы или шубы, вывернутые мехом наружу. Затем ряженные ходили по домам, где их угощали», — отмечает местный житель.
Евгений добавляет, что в это время народ мари устаивал розыгрыши. Так, суть одной из шуток заключалась в том, чтобы перенести дрова с одного двора на другой.
«Утром вся деревня гудела! Люди смеялись и помогали друг другу вернуть вещи. Знаете, в воздухе витало веселье», — признаётся житель Марий Эл.
Колоритное событие захватывало весельем марийцев на целую неделю. Как правило, сельчане собирались в доме, который специально арендовали на праздник. Здесь народ мари устраивал разные представления и игры.