Военная медсестра: какой ее показывали советские художники
Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Картина Марата Самсонова "Сестрица", экспонируемая в музее Вооруженных сил, знакома многим. Художник создал это полотно в 1953 году, когда память о войне была еще очень свежа и болезненна. Написанная в реалистичном стиле, картина показывает драматичный эпизод - девушка-медсестра ведет с поля боя раненого бойца. Глаза его перевязаны, и, судя по тому, как он опирается на сестрицу, у солдата есть еще ранения. Девушка полна решимости, и возникает, глядя на нее, уверенность, что она доведет раненого до полевого госпиталя.
![Военная медсестра: какой ее показывали советские художники](/uploads/posts/2021-01/1611386664-1jpg.jpg)
Картина потрясает своим сюжетом и тем, как мастерски она сделана. Все детали призваны усилить драматизм и напряженность ситуации. Символично и название произведения. Сестрицами, сестренками бойцы называли санинструкторов и медсестер, которые, реально рискуя своей жизнью, спасали их и на поле боя, и в госпиталях. Не удивительно, что эти девушки вызывали у всех любовь, уважение и восхищение. Все понимали, насколько им трудно, и какое нужно мужество, чтобы выполнять свой долг.
Образ медсестры военного времени многократно отражен в советском искусстве, притом как собирательно, так и в образах конкретных людей.
![](/uploads/posts/2021-01/1611386665-2jpg.jpg)
Вот картина Г. Шегаля, хранящаяся в Третьяковской галерее, где усталая медсестра показана в минуту отдыха. То, что дело происходит во время войны, понятно и из года создания полотна - 1945, и из облика медсестры. Видно, как девушка устала. Она работает во временном госпитале, устроенном в какой-то избе. Похоже, что недалеко идут бои, привозят много раненых, и приходится работать день и ночь. Девушка задумалась о чем-то своем. Возможно, ее отец, брат, муж или любимый человек тоже сейчас на фронте, и кто знает - что с ними?
Прекрасная картина, показывающая повседневный, тихий подвиг медиков.
А тут мы видим картину С. Урановой, на которой изображена конкретная медсестра по имени Наташа Михалева. Художница показала ее, тоже усталую и задумавшуюся, в полевом госпитале, рядом с двумя ранеными. Софья Уранова пошла на фронт рядовой в артиллерийский полк, хотя была художницей. Во время службы она не прекращала рисовать и создала серию портретов своих сослуживцев. Уранова рисовала и медработников дивизии, в том числе медсестру Михалеву.
Уже после войны, в 1966 году, по своим рисункам она написала картину "Медсанбат. Военная медсестра Наташа Михалева". Когда полотно экспонировалось на выставке, художница как-то увидела возле него плачущую женщину. Подойдя ближе, она узнала в ней изображенную ею медсестру! Это была, конечно, потрясающая встреча.
И, наконец, еще одна картина Марата Самсонова, на сей раз посвященная конкретной медсестре - Валерии Грановской. Эта отважная девушка служила в 907 стрелковом полку. В боях возле села Иваненки в сентябре 1943 года она вытаскивала с поля боя раненых. Их надо было доставлять в перевязочный пункт. В какой-то момент два немецких танка прорвались в сторону этого пункта, и Валерия, схватив связку гранат, бросилась под один из танков и подорвала его вместе с собой. Другой танк подорвали подбежавшие солдаты. За свой подвиг Валерия Грановская была удостоена звания Героя Советского Союза (посмертно).
Да, у войны не женское лицо. Но сколько женщин буквально на себе вынесли ее тяготы, сколько они сделали для победы! Жертвуя собой, своей жизнью.
Вечная им слава.
Почитайте еще на моем канале:
Как не любить Александра Дюма, человека с неистощимой фантазией, автора увлекательных книг, гурмана и донжуана!
Как советские художники воспевали индустриализацию
В блоге мужа:
Музей Клюни в Париже: это для тех, кого интересуют средние века
Источник