Наркотик с доставкой на дом
В середине января нынешнего года сотрудниками регионального Управления Наркоконтроля был выявлен факт незаконной реализации партии рецептурного лекарственного препарата «Лирика». В ходе проверочной закупки и последующих оперативно-следственных действий стражи порядка изъяли у жительницы Черкесска в общей сложности около 40 блистеров сильнодействующего вещества, а также крупную сумму наличных денег и банковские карты. С декабря 2019 года за подобного рода деятельность предусмотрена не административная (как раньше), а уголовная ответственность.
С совершенствованием системы мгновенного обмена сообщениями значительно расширились и возможности незаконных предпринимателей. Если внимательно просмотреть популярные Мессенджеры, можно наткнуться на разного рода навязчивые рекламные посты. Так, на днях на мой аккаунт в Инстаграме поступило предложение присоединиться к клиентуре одной онлайн-аптеки. Захожу в профиль – практически пустая страница, всего пара подписчиков и ссылка на группу в Телеграм, где можно оформить заказ.
«Во, класс! Даже идти никуда не надо. Есть потребность в срочном приобретении лекарств? Заказываешь, оплачиваешь картой, и тебе доставят нужное по высшему разряду», — решил я. Прохожу по ссылке, попадаю в группу с названием, в котором фигурирует фамилия одного колумбийского наркобарона. Сначала решил, что это просто неудачный креатив от торговцев. Ан, нет. Сообщения в чате недвусмысленно намекали на то, что я читаю отзывы клиентов о качестве выполненных заказов по доставке сильнодействующих лекарственных препаратов. И не только их, но и кое-чего, так сказать, позабористее.
Выложенные фотографии служили подтверждением, что товар получен, а восторженные комментарии от сотен жителей Карачаево-Черкесии – своего рода оценка качества доставки и благодарность за оперативность. Даже если допустить, что некоторая часть из более чем одной тысячи подписчиков аккаунта в Телеграм — фейковые, общая картина всё равно безрадостная. Ведь это лишь одна группа, сколько таких же созданы и активно функционируют в различных Мессенджерах, даже представить страшно. Страшно, в первую очередь, за подростков и молодёжь – наиболее подверженную для всего нового и неизведанного категорию населения. Кто-то подсаживается на сильнодействующие вещества, иные заказывают через Интернет героин, гашиш, опий, амфетамины. Главное, чтобы клиенту было чем расплачиваться, а товар доставят на любой вкус и цвет и по любому адресу. Так что работы у борцов с наркоторговлей хоть отбавляй. Вот только это больше похоже на ловлю рыбы с помощью вилки. Пока разработаешь и реализуешь одну операцию – задержишь кого-то из цепочки «курьер-оператор-организатор», попытаешься выявить других фигурантов преступного сообщества, в Глобальной паутине заблокируешь рекламировавшую незаконную деятельность группу, как на свет рождаются несколько новых со схожими названиями и функционалом. Этакая Лернейская Гидра современности, которой противостоят вовсе не Гераклы.
«Наркомания – это шалость, которая пройдет спустя некоторое время. Ну, с кем не бывает? Зато какой драйв! Когда захочу, смогу избавиться от этого увлечения, просто пока нет желания…». Примерно так думает почти каждый молодой человек, который однажды подсел на «дурь». Из любопытства, на спор или ради статуса взрослого в глазах сверстников — не так уж важно. Ведь это не меняет самой сути — шага в бездну. Итог многих подобных историй — летальный исход от передозировки либо суицид из-за ломок.
Так уж вышло, что о нескольких искалеченных наркотиками судьбах знаю не понаслышке. Так, сын одного моего давнего знакомого и коллеги был частым клиентом московских ночных клубов, где, в числе прочего, имелась возможность «заправиться дурью». Во время очередной гулянки его сильно избили из-за неоплаченного долга. Спустя некоторое время он стал инвалидом. Другой, приятель из числа творческой интеллигенции, сам был не прочь посетить то или иное заведение ради приятного вечера в компании со своими галлюцинациями. Он же подсадил на это увлечение свою подругу. Сам мужчина позже выкарабкался, правда, лишившись квартиры, хорошей работы и девушки. Та не справилась со ставшей для неё жизненно необходимой «химической радостью» и умерла в больнице.
В октябре прошлого года в подмосковной Электростали из-за передозировки смертельным зельем умер друг моей близкой родственницы. Учась в средних классах разных школ города, парнишка стал членом компании юных наркоманов. Таскал деньги из дома, занимал у друзей и знакомых, поссорился с матерью, ранее уже потерявшей по аналогичной причине старшего сына. Тот покончил с собой на фоне отсутствия возможности заглушить боль из-за очередной ломки. И вот новая потеря.
А ведь сколько ещё таких случаев происходят у нас на глазах, за стенами наших квартир?! Просто мы о них мало что слышим или не хотим знать, вникать в чужие проблемы. Хотя будь каждый из нас чуточку внимательнее, наблюдательнее, что ли, кого-то из попавших в паутину наркотиков людей удалось бы спасти. Не вылечить полностью, а просто вернуть в социум. Некоторые медики считают, что после ряда процедур и манипуляций можно избавиться от последствий многолетней зависимости. На мой взгляд, это не так. Есть лишь один способ избежать проблем в будущем – не совершать того самого шага, за которым только падение в пропасть.
В конце прошлого года в Черкесске на капот ехавшего мимо городской поликлиники знакомого чуть не упал молодой человек, за которым гнались два человека. Очевидцы нападения разняли боровшихся, парень с ношей пошёл в сторону Одесского переулка. Противники с криками «он что-то прячет в рюкзаке, возможно, наркотики» вновь пытались схватить его. Но… Лишь спустя некоторое время стало понятно, что «жертва нападения» несколькими минутами ранее забрала заказанную через Интернет посылку с наркотическим веществом. Чуть позже парень был задержан сотрудниками УНК по КЧР.
Сколь бы активно ни боролись в республике стражи порядка с наркобизнесом и незаконной торговлей сильнодействующими веществами, число вовлекаемых в это занятие людей нисколько не уменьшается, скорее наоборот — растёт. Следом увеличивается и количество преступлений, фигурантами которых являются несовершеннолетние. Ведь если у взрослых потенциально возможен официальный источник дохода, то более юные жители КЧР вынуждены добывать средства на очередную дозу иными (зачастую – незаконными) путями. Что имеем – понятно. Другой вопрос – как быть? Считается, что некоторые важные «детали» организма человека способны к регенерации. Например, лёгкие, мозг, печень, а также кости. То есть при благоприятных условиях употреблявший наркотики может сбросить с себя некоторую часть испорченного балласта и получить в подарок от природы обновление. Но даже если это так, без сильного желания и воли ничего не выйдет. Человек может снова отправиться по знакомому маршруту к сомнительным удовольствиям.
Есть ли в Карачаево-Черкесии альтернативы этому занятию? Разумеется, да. Вот только почти все они какие-то половинчатые. Федеральный проект «Физкультуру – в массы!» так и остался, по сути, лозунгом, подкреплённым лишь строительством сооружений. Да, это тоже немало! Но подготовки квалифицированных наставников как не было, так и нет. Да и сами занятия спортом теперь куда больше напоминают дорогое удовольствие. Чтобы собрать ребёнка в футбольную секцию или единоборства, надо на собственные средства приобрести те же обувь, кимоно, трико, перчатки, бутсы и так далее. В некоторых случаях стоимость экипировки (родители юных футболистов не дадут соврать) обойдётся в десятки тысяч рублей. А ведь всё это может прийти в негодность – и надо снова идти закупать инвентарь. Будь спорт действительно более доступным, возможно, численность увлечённых наркотиками молодых людей, в частности — в Карачаево-Черкесии, была бы куда меньше.