Россия / Чечня / 23 январь 2021

Абхазские фамилии: досье для любознательных. Часть 4-я

В историко-этнологической литературе бытует мнение, что одним из первых народов мира, у которых возникли фамилии, являются франки. (Мусукаев, 1986, с. 95). Иной точки зрения придерживается грузинский учёный П.А. Цхадаиа. Отметив, что, согласно распространённому мнению, фамилия возникла в Италии в XI веке, упомянутый автор утверждает о сложении родового имени (фамилии) у грузин в раннефеодальную эпоху и завершении этого процесса в VII-VIII веках. А к IX веку, согласно П.А. Цхадаиа, грузинская фамилия как антропонимическая категория уже была окончательно сформирована. (Цхадаиа, 2002, с. 92).

Абхазские фамилии: досье для любознательных. Часть 4-я

Говоря о начальной истории фиксации абхазских фамилий, профессор Г.А. Амичба пишет: «По периоду XI-XVIII веков в письменных источниках встречается несколько чётко определённых двух- и трёхкомпонентных именований. В большинстве из них уже в качестве одного из компонентов присутствует имя фамильного рода, чего нет в антропонимной модели предшествующего периода, т.е. раннего средневековья». (Амичба, 1999, с. 102). Далее автор указывает, что абхазские фамилии образовались в XI-XV веках. Касательно тотемных названий, издревле бытовавших у абхазов в качестве фамилий, автор подчёркивает, что «в письменных источниках они не зафиксированы, ибо по номинации личности не считались обязательными компонентами именования». (Амичба, 1999, с. 114). «По всей вероятности, − продолжает Г.А. Амичба, − у абхазов долгое время, в том числе в V-X веках, функции фамилии исполняло патронимическое имя – имя отца, деда или прадеда (эпоним) в сочетании с личным именем определяемого, соединённые через деминутив ипа («сын») или ипха («дщерь»). В качестве подтверждения фамильных функций патронимического имени в рассматриваемое автором время, учёный приводит в пример такие фамилии, как Шат-ипа, Инал-ипа, Дзяпш-ипа и Инапха, которые бытуют среди абхазов и по сей день. (Амичба, 1999, с. 115).

Начало письменной фиксации абхазских фамилий относится к XI веку, однако появились они задолго до этого. Наиболее ранним источником, впервые зафиксировавшим фамильное имя абхазских владетелей из рода Чачба в грузинизированной форме «Чачас-дзе» и упомянувшим предводителя абхазских войск Куабулела Чачас-дзе Отаго, является «Летопись Картли» («Матианэ Картлиса») – одна из значительных сочинений в своде древнегрузинских летописей «Житие Картли» («Картлис цховреба»).

Известный грузинский учёный XVIII века царевич Вахушти Багратиони, упоминая князей Бараташвили, происходящих от Качибадзе, пишет, что их предки «прибыли из Абхазии в X-XIII веках» и «носили фамилию Качибадзе». (Вахушти, 1904, с. 19). Грузинский историк С.Н. Джанашиа, подчёркивая абхазское происхождение носителей фамилии Бараташвили, доказывает, что Качибадзе происходят от фамилии Гечба. (Инал-ипа, 1976, с. 404). Указанные здесь факты, бесспорно, свидетельствуют о том, что фамилия Гечба, давшее ответвление в лице носителей фамилий Качибадзе, Бараташвили и некоторых других, образовалась задолго до X-XIII веков.

[img]"[/img]

Существует мнение, что род Гечба древнее рода Чачба, однако Гечба – это всё же далеко не самая древняя абхазская фамилия. Согласно преданиям абхазов, самой древней и знатной абхазской фамилией является Ачба. Они, по одним преданиям, были первыми жрецами святилища Дыдрыпш. По другим преданиям, первыми жрецами этого святилища были два представителя фамилии Садзба, казнённые за исчезновение святилищной иконы. После наказания Садзбовых хранителями Дыдрыпша становятся представители фамилии Ачба. Став жрецами могущественного святилища, Ачбовы, вероятнее всего, стали считаться князьями. В более позднее время их представители стали назначаться правителями Абазгии, а в последствии они стали и царями Абхазии. Однако, из-за частых споров между собой Ачбовы были лишены жреческих функций и заменены представителем фамилии Чачба, которого звали Палашв. Как отмечает Л.Х. Акаба, «в более позднее время, когда светская власть отделилась от жреческой, владетельные князья Абхазии стали назначать жрецами святилища на горе Дыдрыпш своих заместителей в лице представителей фамилии Чичба, находившейся с ними в родстве, о чём свидетельствуют предания и близость фамильных наименований». (Акаба, 1984, с. 110).

В большинстве вариантов легенд об апсха (царе абхазов) говорится о фамилии Ачба как о самой древней и знатной. Профессор Ш.Д. Инал-ипа также отмечает, что «основатель Абхазского царства и другие национально-абхазские цари (апсха) принадлежали к роду Ачба». (Инал-ипа, 1976, с. 407). Аргументируя своё утверждение, Ш.Д. Инал-ипа пишет: «Во-первых, Арриан и Прокопий сообщают, что апсилы и абазги выбирали себе правителей из местной знати, а согласно единогласному свидетельству исторических преданий, наиболее древним, многочисленным и влиятельным абхазским феодальным родом является именно Ачба. Во-вторых, существовавшая в средневековой Абхазии повинность или пеня в пользу феодалов называлась термином «ачбыр», что в дословном переводе означает налог или плату «в пользу (князей из рода) Ачба». В-третьих, весьма характерным является абхазское выражение: «Прежде, чем говорить о Чачба, надо сказать об Ачба», которое надо понимать, как видно, в том смысле, что первыми правителями Абхазии являлись Ачба, которых сменили Чачба. Абхазское выражение о том, что «Ничего не скажешь о Чачба, не сказав сперва об Ачба», следует понимать в смысле старшинства и первенства рода Ачба в сравнении с Чачба в отношении управления Абхазией, в смысле непосредственной преемственной связи политической деятельности этих двух самых влиятельных в средневековой Абхазии феодальных родов». (Инал-ипа, 1988, с. 330-331).

[img]"[/img]

Для того чтобы приблизительно определить время появления фамилии Ачба, нам необходимо выяснить, когда же возникло фамильное имя Чачба. Нам уже известно, что данный антропоним в грузинизированной форме впервые упоминается в «Летописи Картли», составленной во второй половине XI века. Из этого источника нам становится известно, что Отаго Чачас-дзе, с абхазскими войсками был приставлен к Анакопии царём Багратом IV. В другом анонимном сочинении XIII века, известном под условным наименованием «История и восхваление венценосцев», вместе с эриставами Барамом Варданис-дзе и Кахабери Кахаберис-дзе, живших во времена царицы Тамары, т. е. во второй половине XII – начале XIII веков, Отаго Шервашис-дзе. Отаго Чачас-дзе и Отаго Шервашис-дзе – это, безусловно, наименования двух владетельных князей Абхазии, а не одного.

Иноязычное, в частности, грузинское оформление фамильного имени Чачас-дзе, на наш взгляд, предоставляет нам возможность предположить, что фамильная основа имени всё же возникла намного раньше, чем изменённое и адаптированное к чужому языку наименование. И поэтому вполне естественно, что фамилия Качибадзе, упоминаемое с X-XIII веков, возникло намного раньше, чем фамилия Бараташвили, а Гечба – намного раньше, чем Качибадзе. Таким же образом Чачба возникает раньше Чачас-дзе. Но является ли Чачба оригинальным или, говоря иными словами, неизменённым фамильным именем?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны определить правильное этимологическое значение основы фамилии Чачба – «Чач». Для этого нам необходимо ознакомиться с работами тех учёных, которые специально изучали этимологию абхазских фамильных имён.

Этнолог Л.Х. Акаба, например, считает, что корневой основой в фамильном имени Чачба является слог «ча» (от абхазского слова «ача» − «хлеб»). Частицу «ч», стоящую перед фамильно-патронимическим формантом «ба», Л.Х. Акаба возводит всё к той же основе «ча». По её мнению, «наименования фамилий Ачба и Чачба совпадают». «Разница лишь в том, − пишет Л.Х. Акаба, − что последняя выступает в удвоенной форме». В целом фамильное имя Чачба этнолог переводит с абхазского языка как «выращивающий хлеба», что, по мнению учёной, «относилось первоначально именно к фамилии Ачба». (Акаба, 1984, с. 102-103). Далее, в той же работе, Л.Х. Акаба с некоторым противоречием уточняет, что «языковые данные позволяют объяснить наименование фамилии Ачба и её ответвлений Чачба и Чичба не как «выращивающих хлеба», но как тех, «кто даёт есть, насыщаться». (Акаба, 1984, с. 115).

[img]"[/img]

Этимология имени Чачба, предложенная этнологом Л.Х. Акаба, по нашему мнению, нуждается в серьёзной корректировке. Выдвинутые ею версии, к сожалению, ошибочны. Единственное, с чем мы можем согласиться, это то, что Чачба в сравнении с Ачба выступает «в удвоенной форме». Но Л.Х. Акаба очень плотно подошла к правильному пониманию значения фамильного имени Чачба. «Так, − пишет она, − А.Н. Введенский был удивлён тем фактом, что «абхазцы утверждают, что Ачба на старом их языке значит князь, а Чачба (как называют по-абхазски Шервашидзе) над князем князь». (Цит. по: Акаба, 1984, с. 103).

Вот ключ к разгадке значения фамильного имени абхазских владетельных князей: Ачба – это «князь» на старом абхазском языке, а Чачба – «над князем князь». Это означает только одно, что фамильное имя Чачба представляет собой редупликацию основы имени «Ачба» уже после того, как фамильное имя Ачба стало титульным именем, означающим «князя». Таким образом, нам становится ясно, что Ач-ач-ба − это «сын князя (стоящего) над князем». Итак, в средние века, судя по имеющимся у нас материалам, князя абхазы могли именовать как «Ачба» (например, «уи Инал-иҧацәа дреиуоуп, д-Ачбоуп» − могло означать «он из фамилии Инал-ипа, он Ачба», т. е. князь). Среди абхазов Турции вместо грузинского по происхождению слова «аҭауад» для обозначения князя обычно использовали фамильное имя наиболее могущественных абхазских князей из рода Маршан. И потому фраза о князе из рода Инал-ипа в языке абхазов Турции могла быть произнесена так: «Уи Инал-иҧацәа дреиуоуп, д-Маршьануп» («Он из фамилии Инал-ипа, он Маршан», т. е. князь).

[img]"[/img]

Но возникло ли фамильное имя Ачба в форме «Ачба» или оно также прошло через трансформацию? Возникнув ранее фамильного имени «Чачба», Ачба также было искажено до неузнаваемости. На факт искажения фамильного имени Ачба указывают грузино-мегрельские формы его написания – Анчабадзе и Анчбая. Фамильное имя Чачба произошла от Ачба уже после искажения этого фамильного имени. Исключив из грузино-мегрельских форм написания фамилии Ачба неабхазские форманты, мы получаем первоначальную абхазскую форму фамилии Ачба – это Анчаба, Анчба, что означает по-абхазски «сын Бога», «сын Анчва (Анча)». Поэтому становится понятным, почему Ачбовых считают в народе древнейшими жрецами наиболее могущественных абхазских святынь. Традиции обожествления царской власти, генеалогически происходившей от сословия жречества, связанного с почитаемыми в народе святилищами (Аныха), и предопределили возникновение фамилии Анчаба – Анчба.

Если бы первоначальная форма фамилии Ачба не звучала как «Анчваба – Анчаба» и не означала «сын Бога», то средневековые грузинские авторы, прекрасно знавшие абхазскую религиозную терминологию, вряд ли зафиксировали бы её в форме «Анчабадзе». Самое известное абхазское слово того времени «Анчва – Анча» неоднократно упоминается в работах грузинского царевича Вахушти Багратиони: «К востоку и к западу от Чороха, на скате Испирис-мты (на территории Грузии – Д.Д.), находится церковь Спаса, Анча, с куполом, большая, благолепная, на живописном месте, с резиденцией епископа, пастыря Лиганис-хеви». Согласно Багратиони, в Грузии также имелась «католикосовская», «большая без купола» церковь Анчисхати. Вахушти также объясняет и содержание религиозного термина «Анчи» (одна из форм написания абхазского термина «Анчва»). Согласно ему, Анчи – это обозначение храмовой иконы анчийской, находившейся в тифлисском Анчисхатском соборе. А, судя по подиконной надписи, она (икона Анчи) была привезена из Эдессы в Константинополь, «но когда Лев Исавр (717-741) и другие иконоборцы появились, тогда её привезли в Кларджети и поставили в кафедральной анчийской церкви». (Царевич Вахушти, 1904, с. 57, 174).

Подводя некоторые итоги в проведённом нами исследовании, в котором мы хотели приблизительно определить время возникновения фамилии Ачба, становится ясно, что она образовалась задолго до образования Абхазского царства в VIII веке. Но Ачба, Гечба и Чачба, возможно, далеко не самые древние среди абхазских фамилий. Но это подтверждает, что среди абхазов довольно высок процент древнейших фамилий, чьи корни и генетические основы из-за давности лет попросту не поддаются хронологической периодизации.

В генеалогических преданиях абхазов, в которых представлена аборигенная версия происхождения некоторых родоплеменных групп, очень часто фигурируют представители древнеабхазских родов Ануа, Джопуа и Бганба как самые древние жители Абхазии. Согласно одному из этих преданий, род Ануа, например, не покинул Абхазию и тогда, когда «апсха» (средневековый царь Абхазии), преследуемый «северокавказскими» князьями Ачба, ушёл навсегда на восток со всем своим народом. (Инал-ипа, 1976, с. 174).

Одной из древнейших абхазских фамилий является фамилия Аублаа, представители которых исторически проживали в районе Сочи. Согласно Ш.Д. Инал-ипа, Аублаа были одной «из ассимилированных убыхами коренных абхазских (садзских) родоплеменных групп». (Инал-ипа, 1995, с. 122). «Этот род, − пишет Ш.Д. Инал-ипа, − пользовался большим уважением и популярностью не только среди садзов, но абхазов вообще, выступая в абхазском фольклоре одной из самых привилегированных и почитаемых родовых групп». (Инал-ипа, 1995, с. 123). Среди абхазов бытует предание, согласно которой их прародительницей была представительница рода Аублаа. Данной родоплеменной группе принадлежало древнее святилище Аублаа-рныха близ Сочи, а среди мегрельского населения Абхазии и Западной Грузии до сих пор встречается фамилия Убилава, представители которой произошли от рода Аублаа.

Не менее древней и влиятельной является и широко известная западно-абхазская (садзская) фамилия Цанба, представители которой издревле проживали в районе современного посёлка Цандрипш на территории Абхазии, близ российско-абхазской границы. Цанбовы проживали и в районе между Мацестой и Сочи на территории Краснодарского края Российской Федерации, где локализуется Цаных – древнее святилище рода Цанба. Представители данного рода являлись влиятельными князьями среди абхазов. В народе широко было распространено поверье, согласно которой кровь рода Цанба обладала целебными свойствами. Она считалась лучшим лекарством от женских болезней. Её использовали при различных кровотечениях и даже отравлении. Также известно, что некоторые абхазские княжеско-дворянские и наиболее влиятельные крестьянские фамилии связывали своё происхождение с указанным родом.

[img]"[/img]

Согласно генеалогическим преданиям абхазов, древнейшими аборигенами края являлись представители абхазской полулегендарной родоплеменной группы Курыжв, представленная ныне на территории Республики Адыгея, Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республик. Абхазы считали, что представители рода Курыжв отличаются феноменальным долголетием и живут до 200 лет. В Абхазии, увы, род Курыжовых исчез давно. В абхазской фразеологии существует ряд народных выражений, в которых фигурирует данный род. Это, в частности, такие выражения, как например, «Кәрыжәаа дрықәлоуп» («Ровесник Курыжовых»), «Кәрыжәаа еимуҵәап, сара амыжда» («Угрожаешь так, как будто можешь сокрушить Курыжовых») и т.д.

Часто сведения о некогда существовавших в Абхазии древнейших родоплеменных группах фиксируются лишь в абхазском фольклоре, полностью отсутствуя в каких-либо письменных источниках. В Нартском эпосе абхазов, помимо Ацанов – рода легендарных карликов – упомянуты такие древнейшие абхазские роды, как Аиргь, Хаихуз, Мыхумызт, Тхуаз, Алхуз и Гягуа. Х.С. Бгажба в своей монографии «Бзыбский диалект абхазского языка» упоминает отдельные абхазские роды, представители которых уже не проживают на территории Абхазии: это Айнырба, Ларсанба, Кямач, Самахьхуа, Хумар, Атыршба, Лыдзба, Мгудзба, Мдзаа, Чумкузба. (Бгажба, 1964, с. 251). Ш.Д. Инал-ипа в книге «Зарубежные абхазы» упоминает фамилии Адзба, Акушба, Алацба, Апса, Арютаа, Ашлыдза, Баалоу, Иазауа, Кабрадж, Каркуа, Таскуач, Трам, Уадзыра, представители которых, за редчайшим исключением, не встречаются уже ни в Абхазии, ни среди абхазо-адыгского населения Северного Кавказа. (Инал-ипа, 1990, с. 58-82).

Дополнительным аргументом в пользу древности коренных абхазских фамилий может считаться наличие в абхазской антропонимии фамильных имён, оканчивающихся в рамках своей основы на элемент «ан». По словам Ш.Д. Инал-ипа, это представляет известный интерес «с точки зрения материнской филиации» и означает в некоторых случаях «мать». Рассматриваемый нами элемент встречается во многих абхазских фамилиях, например, таких, как Анба, Ануа, Ампар (Анпар?), Арлан, Маан, Маршан, Нанба и т. д. Кстати, тот же элемент «ан» («он») в том же значении встречается и в антропонимии осетинского народа. «В древнее время, в матриархальную эпоху, − пишет осетинский этнолог А.Х. Магометов, − фамильными окончаниями служили приставки «он», «ан»: «Дой-он», «Битар-он», «Цал-он», «Битаг-он», «Еси-ан», «Баги-ан». Последнюю форму удержала только женщина: когда она выходила замуж, то в роде мужа её называли по девичьей фамилии – «Гуытъиан», «Хъаныхъон». (Магометов, 1974, с. 140).

ЛИТЕРАТУРА:

Акаба, 1984− Акаба Л.Х. Исторические корни архаических ритуалов абхазов. Сухуми, 1984.

Амичба, 1999– Амичба Г.А. Культура и идеология раннесредневековой Грузии. Сухум, 1999.

Бгажба, 1964– Бгажба Х.С. Бзыбский диалект абхазского языка. Тбилиси, 1964.

Вахушти, 1904– Царевич Вахушти. География Грузии. Тифлис, 1904.

Инал-ипа, 1976– Инал-ипа Ш.Д. Вопросы этнокультурной истории абхазов. Сухуми, 1976.

Инал-ипа, 1988– Инал-ипа Ш.Д. Труды. Сухуми, 1988.

Инал-ипа, 1990– Инал-ипа Ш.Д. Зарубежные абхазы. Сухуми: Алашара, 1990.

Инал-ипа, 1995– Инал-ипа Ш.Д. Садзы. Историко-этнографический очерк. Материалы к серии «Народы и культуры». Выпуск XXVIII. Народы Кавказа. Книга 2-я. Москва, 1995.

Магометов, 1974– Магометов А.Х. Общественный строй и быт осетин. – Орджоникидзе, 1974.

Мусукаев, 1978– Мусукаев А.И. Балкарский «тукъум». Патронимическая организация и «фамилия» в системе сельской общины. Нальчик, 1978.

Цхадаиа, 2002– Цхадаиа П.А. История и структура колхских (занских) фамилий: к постановке вопроса» // Этнографическое обозрение, 2002.

(Продолжение следует).

Источник
Loading...
Комментарии к новости
JamesvAt2 апреля 2022 14:14
Продвижение и реклама вашего сайта! Вы видите это сообщение? Значит его увидят и ваши заинтересованные клиенты! Такого взрывного эфекта вы еще не видели! Сотни посетителей будут идти на ваш сайт для того, что бы воспользоваться вашими товарами или услугами. Как это организовать? Это очень просто, напишите мне в телеграмм и мы обязательно договооримся! Телеграмм https://t.me/Dizaynmaks (Dizaynmaks) Если вам нужжна ссылочная масса на ваш сайт, то опять же комне) Ссылки нужны для продвижения вашего сайта в поисковиках. А самое интересное это антикризисные цены, что не мало важно в сложившейся обстановке. Да и вообще по любым вопросам косающихся продвижению сайтов пишите в телеграмм https://t.me/Dizaynmaks (Dizaynmaks) С уважением Максим. Всем удачи, мира и добра!
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930