Жизнь / История / 29 январь 2021

Самая известная черкешенка мира, которой поклонялся Запад. Вторая Жанна Д’Арк!

Дело было уже после окончания Кавказской войны. Жила некогда в Черкесии семья Хагундоковых. Пользовалась среди своих соплеменников уважением, и происходила из местных дворян-уорков, принявших православие и сроднившихся с казаками.

Один из ее представителей Едыдж (сын старшины Терского казачьего войска черкесских кровей) однажды женился на русской дворянке Елизавете Бредовой и принял имя Константин.

Брак был благополучным и привел к рождению восьмерых детей, среди которых была и девочка, названная Эльмесхан. Правда в домашних условиях ее чаще называли на русский манер Галиной, или уменьшительным «Галя», но с французским прононсом – «Гали».

Самая известная черкешенка мира, которой поклонялся Запад. Вторая Жанна Д’Арк!

Однако девочку не устраивали оба варианта, и она предпочитала говорить, что ее зовут Лейла. Путаница с именами будет сопровождать Эльмесхан-Галину-ГалИ-Лейлу всю ее жизнь.

Константин Хагундоков принадлежал к числу европеизированных черкесов, и нет ничего удивительного, что его дочь появилась на свет в российской столице в 1898 году.

Как и многие черкесские дворяне, Константин служил в т. н. Дикой дивизии, командуя одной из ее бригад. Дочь же училась в Смольном институте благородных девиц.

Когда началась первая мировая, отец Эльмесхан отправился воевать, а дочь, как и многие дворянки, стала сестрой милосердия, переехав в Кисловодск, превращенный в огромный госпиталь.

Именно тогда она впервые увидела родину своего отца и была потрясена красотой Кавказа. Надо сказать, что она и сама была под стать этой красоте.

И там же – в Кисловодске, – работая в госпитале, Лейла встретила среди своих пациентов будущего мужа – Николая Баженова, – такого же красавца, как и она сама. Брак себя долго ждать не заставил.

Кисловодск в ту пору не страдал от нехватки именитых гостей, многие из которых стали гордостью России, и Эльмесхан с мужем (выпускником Пажеского корпуса) стала часто появляться в их кругу, став этакой светской красавицей.

Помимо того, что ей доводилось общаться с князьями Романовыми, Эльмесхан также свела теплое знакомство с парфюмером Эрнестом Бо. Он известен тем, что создал знаменитые духи «Шанель №5», и поговаривают, что это именно Эльмесхан познакомила Эрнеста с мадам Коко.

С началом Революции семья покинула родину. Причем одна часть направилась в Париж, а Эльмесхан (теперь уже Баженова) уехала в китайский Харбин. По пути в Поднебесную у нее родился сын.

К сожалению, уже в Харбине муж скончался, и Эльмесхан решила вновь преодолеть половину земного шара, чтобы воссоединиться со своими родными во Франции, что и было сделано в 1922 году.

Спрос на русскую красоту во Франции был всегда высок, и многие наши женщины тогда отметились на подиуме. Не обошла эта судьба и черкесско-русскую красавицу.

Очень скоро о Гали Баженовой с восторгом начинают писать газеты, а ее фотографии украшают самые модные французские издания для женщин.

[img]"[/img]

В 30 лет, она решила взяться за собственное дело, и, покинув подиум, вместе с братом открыла собственный Дом моды, занимавшийся выпуском роскошных платьев для торжественных случаев и продаже парфюма. К слову, эскизы для моделей платьев делал ее художественно одаренный брат Исмаил/Георгий.

Всемирный финансовый кризис накрыл предприятие через пару лет, и Гали переориентировалась на оформление квартир. Через два года Эльмесхан Хагундокова выходит замуж за богатого сенатора Станислава Де-Люара, принимает католичество и превращается из Гали Баженовой в Ирен Де-Люар.

5 лет счастливой жизни прошли незаметно. Началась Вторая мировая война. Памятуя своей прежний опыт, Ирен убедила мужа организовать мобильный госпиталь, что тот и сделал. Ирен стала членом французского сопротивления, заявив, что наденет украшения только когда фашизм будет похоронен.

Сын Ирен вступил в американскую армию, а она стала командовать хирургическим отделением госпиталя, который за свою подвижность был назван Летучим госпиталем.

Для своих пациентов она стала почти родной матерью, да и для своих работниц – тоже. Кстати, и им она запретила надевать брюки, чтобы они даже посреди военных тягот не забывали, что они – женщины.

В этой своей роли она стала французской героиней – этакой новой Жанной Д’Арк, только без доспехов и не от войны, а от военной медицины.

В 1943 году ей предлагают стать крестной матерью Иностранного королевского полка кавалерии и надо сказать, что для этой роли она подходила великолепно. Всего через пару месяцев после этого Ирен не поленилась преодолеть 2 тыс. км, чтобы раздать своим крестным рождественские подарки.

Однако не любовью и мужеством едиными. Храбрости Ирене тоже было не занимать. Однажды, когда союзники готовились форсировать Рейн, она каким-то чудом перешла через мост со своим госпиталем первой.

Это было сделано для того, чтобы, когда начнется передвижение войск, госпиталь сразу же мог приступить к приему раненых. Командование было в ярости и напомнило ей, что она не имела право так поступать, поскольку не является военной.

[img]"[/img]

На это Ирен ответила, что и в самом деле военнослужащей не является, поэтому и подчиняться приказам военного командования не обязана. И это тоже только прибавило ей славы.

Несмотря на весь риск, Ирен дожила до конца войны и смогла надеть украшения. А когда в июле 1945 года в Париже проходил парад в честь победы над Германией, в числе тех, кто принимал его, была и Ирен, чей китель украшали высокие награды. К слову, таковых и в самом деле было много, и это были не только французские медали и ордена.

После окончания войны Ирен уже не стала возвращаться в модный бизнес, сконцентрировавшись на медицинской помощи пострадавшим во время войны.

Создавала реабилитационные комплексы и просто места, где молодые военные могли бы хоть ненадолго вернуться к нормальной жизни. Занималась благотворительностью, а легионеры Первого иностранного кавалерийского полка так и продолжали считать ее своей крестной.

Умерла Эльмесхан-Гали-Лейла-Ирен Хагундокова-Баженова-Де-Люар в 1985 году. Интересно, что день своей смерти она знала точно.

Незадолго до нее героине поставили диагноз – лейкоз и сказали, сколько ей осталось жить. Переживать по этому поводу Ирен не стала и, сделав прическу, надев любимое платье и ожерелье, просто села и стала ждать смерти, которой не боялась раньше и не страшилась теперь.

[img]"[/img]

Хоронили ее так, как национального героя – со всеми воинскими почестями. Также она стала единственной женщиной, удостоенной чести отпевания в Соборе инвалидов, сказав, что так Франция благодарит Черкесию и всю Россию за столь ценный дар как Ирен.

Похоронена она в семейном склепе, где покоились и е сын, а также мать и отец. Интересно, но, несмотря на то, что Ирен перешла в католичество, обряд прощания поводил православный священник.

Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930