До монголов. Столетия противостояния Китая и Хунну
Статьи в цикле более-менее независимые, однако, это всё-таки продолжение. Начало - тут.
Всё в мире так или иначе взаимосвязано, и всё тем или иным образом испытывает огромное влияние множества внешних факторов. В особенности это относится к истории - если, конечно, рассматривать её не как столбик дат для заучивания, а как единое связное повествование. Так, ранняя история Руси вне контекста мировой истории того же периода просто не может быть адекватно понята. Или, скажем, феномен Ренессанса, причины которого следуют во многом из истории Византии.
Сходным образом, очень многое в истории Китая завязано на соседстве с Великой Степью на севере и северо-западе. И дело даже не в стене по северной границе, как отдельно взятом частном проявлении. Угроза от кочевников так или иначе оказала влияние практически на все акты китайской древней и средневековой истории, и, пожалуй, на весь китайский менталитет со всеми его кажущимися врождёнными особенностями.
И совершенно особое место в этой истории далеко не всегда приятных взаимодействий занимают округлённо четыре века рядом с державой Хунну, которые, фактически, предопределили очень многое из происходившего впоследствии. Если не сказать - почти всё.
Держава Хунну и династия Хань - сверстники. Основатель хуннской кочевой империи Модэ и первый ханьский император Лю Бан были современниками. И вместе с тем - противниками. Лю Бан даже некоторое время провёл у Модэ в плену, результатом чего стало первое в истории подписание Договора Мира и Родства - по сути, капитуляции Поднебесной перед кочевниками, выражавшейся в отправке их главному китайской принцессы в жёны и последующей выплате дани новоиспечённому "родственнику". Этот договор был мало того что унизительным для Китая, так ещё и провоцировал последующих степных вождей поискать "мира и родства" посредством новых набегов, так что китайцы старались прибегать к этому крайнему средству только когда все остальные уже были перепробованы.
К этой крайней мере, без которой до последнего желательно обойтись, китайцы были вынуждены повторно прибегнуть при сыне Модэ Лаошане и внуке Модэ Цзуньчэне (здесь и далее имена в китайской транскрипции, как их звали на самом деле - неясно). И это, пожалуй, многое говорит о том, что из себя представляли тогдашние хунну.
Седьмой император Хань У-ди вознамерился эту порочную практику прервать и начал новую войну. Что любопытно - начал по-хитрому, организовав передачу шаньюю (императору) Цзуньчэню дезинформации о том, что приграничный город Маи слабо укреплён и может стать лёгкой добычей. На самом деле около Маи хунну ждала 30-ти тысячная китайская армия. Цзуньчэнь, однако, сумел хорошо организовать разведку и вовремя отступил. После этого война на какое-то время перешла в затяжной формат набегов, их отражения и контр-набегов на хуннские кочевья. И такой вид она имела около 7 лет, пока в 127-м году до н.э. шаньюй Цзуньчэнь не умер.
Внятно очерченного обычаями порядка престолонаследия у хунну не было, и потому после смерти шаньюя у них началась гражданская война. Победивший в ней новый шаньюй Ичжисе нуждался в укреплении своего авторитета, и потому предпринял серию масштабных набегов. В ответ на это У-ди собрал огромную армию во главе с талантливым полководцем Вэй Цином и отправил её в контрнаступление. Вэй Цин сумел устроить хунну форменный разгром и в генеральном сражении практически полностью уничтожил армию Ичжисе. Сам шаньюй с личной дружиной смог вырваться их окружения только чудом. Однако, вместе с тем китайцы понесли колоссальные потери и были вынуждены повернуть домой. Одновременно с этим начались войны с тибетцами и Кореей, из-за чего у У-ди не было возможности выделить войска, чтобы добить хунну. И появилась такая возможность только через двадцать лет - но, что стоит заметить, все эти двадцать лет северным границам Китая ничего не угрожало.
Несмотря на длительный перерыв, полное уничтожение империи Хунну, пожалуй, было для У-ди навязчивой идеей, так что при первой же возможности он вновь отправил войска в степь. Однако, хунну за это время уже восстановились, и теперь были готовы. Огромные китайские армии, призванные оставить от степняков одно лишь воспоминание, хунну заманили вглубь своей территории, окружили и вынудили сдаться. Что любопытно, сдавшиеся китайские военачальники с окружением при этом перешли на сторону хунну.
В 96-м году китайцам вновь был предложен Договор Мира и Родства. Что именно ответил на это У-ди - неизвестно, но активные боевые действия на этом приостановились, что даёт определённую почву для предположений. В любом случае, китайская армия в тот момент была обескровлена, и остро нуждалась в паузе.
Но что не смогло сделать китайское войско, ухитрились сделать сдавшиеся полководцы-перебежчики, хоть и без умысла.
Суть в том, что в ставке шаньюя они стали вести себя так же, как при дворе родимого императора-ди. То есть, самозабвенно интриговать друг против друга. И нет, хунну, конечно, не были простодушными "благородными варварами", и в коварство умели. Но к такому они оказались неготовы.
Интриги беглых ханьцев зашли слишком далеко, и, в конце концов, хунну пришли к полномасштабному кризису с перманентными междоусобицами. При том, что все участники усобиц пытались поправить дела за счёт Китая.
Собственных сил противостоять набегам у Китая после поражений при У-ди было немного. Поэтому вместо сил пришлось тратить средства, подбивая вассалов хунну на восстания.
В результате сложилась ситуация, при которой обе стороны практически из последних сил держали друг друга за горло. С одной стороны, китайская стратегия противостояния хунну поедала, как не в себя, сумасшедшие объемы средств, коими, в конечном итоге, оказывалась обделена китайская же экономика. В результате, Поднебесная стремительно летела к тому, чтобы разориться. Но с другой стороны, хунну стали сильно уставать от перманентного кровавого бардака. Многие из них в частном порядке уходили в Китай, где нанимались стеречь границу от своих соплеменников.
К воцарению шаньюя Хуханье хунну дозрели окончательно. И, взвесив все за и против, шаньюй в 52-м году до н.э. отправился на переговоры с китайским императором. Результатом переговоров стал мир на условиях признания шаньюем вассальной зависимости от китайского императора.
Постоянная война надоела многим, и потому хунну массово переходили от мятежников под власть Хуханье. Одновременно прекратились как восстания среди хуннских вассалов, так и нападения соседних племён - теперь это стало слишком уж чревато. На полвека воцарился мир.
По прошествии которых один человек всё испортил. Хотя, наверное, несправедливо вешать всех собак только на него - наверняка были и другие предпосылки. Но и его персональную ответственность за произошедшее не стоит недооценивать.
Звали этого человека Ван Ман, изначально - регент при нескольких слабых императорах, а впоследствии - узурпатор.
Как и многие правители сомнительной легитимности, он всеми силами стремился продемонстрировать свою состоятельность на императорском посту, и даже некоторое величие. И, в числе прочего, свой авторитет он решил поднять за счёт хунну, относясь к ним не как к весьма непростым вассалам, коими они были по факту, а как к рядовым подданным, никаких прав на самостоятельность во внутренних делах не имеющим. Последней каплей стало требование отослать печать шаньюя императору для замены. Заменённая печать была выполнена так, как будто шаньюй - простой китайский чиновник. Хунну от такого оскорбления впали в ярость и подняли восстание. Ван Ман на это объявил шаньюя Учжулю низложенным. Но тот возразил, что Ван Ман - узурпатор, так что его заявления законной силы не имеют.
Вновь началась война. И снова на противостояние хунну стали безвозвратно уходить сумасшедшие средства. За двенадцать лет ситуация ухудшилась настолько, что в Китае разразилось масштабное крестьянское восстание, окончившееся свержением и казнью Ван Мана. Власть династии Хань восстановилась.
Однако, шаньюй Юй (имя такое) признавать власть императора отказался, поскольку счёл, что ханьцы слишком уж ослабли. Война продолжилась - и во многом её течение было в пользу хунну, поскольку разорённый гражданской войной Китай толком не мог им противостоять.
Но с таким положением дел были согласны далеко не все хунну. Многим из них война была в тягость. И потому после смерти Юя восемь хуннских родов откололись от общей державы и объявили своим шаньюем Хуханье II, тут же признавшего себя вассалом китайского императора. В результате, единая держава распалась на Северное Хунну, независимое и продолжавшее войну, и Южное Хунну, про-китайское и воевавшее на стороне Китая. И это, пожалуй, во многом было следствием китайских дипломатических усилий.
Однако, китайцы просчитались. Изначально раскол и ослабление Хунну казалось им хорошей идеей, поскольку должно было открыть возможность для подчинения всех приграничных степных земель. Но получилось всё с точностью до наоборот. Безусловная гегемония хунну в степи сдерживала остальные племена от попыток реализовать свои амбиции. Теперь же все они обрушились с набегами на китайские границы.
Китайцы не могли отправлять в степь крупные контингенты с "ответным визитом", как они в своё время сделали это с хунну - против множества мелких разбойников эта тактика была неэффективна. Потому они стали стравливать кочевников между собой. В особенности - натравливать их на непримиримых северных хунну.
Эта тактика была по-своему эффективной - но безумно затратной. И в результате она привела к обоюдному поражению.
С одной стороны, коалиция ханьцев, сяньби и динлинов в конце концов всё-таки смогла окончательно разгромить и уничтожить северных хунну.
Но с другой при исполнении этого исторического достижения китайская экономика надорвалась окончательно. Разразилось восстание "жёлтых повязок", после подавления которого осуществившие его полководцы наплевали на династию Хань и принялись увлечённо делить Китай между собой. Началась эпоха Троецарствия.
Что же до южных хунну... Они примкнули к восставшим "жёлтым повязкам" - и при подавлении восстания были уничтожены.
Так империи Хунну и Хань, одновременно появившиеся, одновременно и прекратили существование.
Тогда ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал!
Вам - нетрудно, а мне приятно ♫
Источник: [url=https://zen.yandex.ru/media/klio/do-mongolov-stoletiia-protivostoianiia-kitaia-i-hunnu-5c49814be9a47500b0dfe464?from=channel&utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com&rid=1425401612.822138.1550252968161.57042&integration=site_desktop&place=layoutАдыги.RU[/url]