Жизнь / История / 19 февраль 2021

К Хану на поклон: как выглядели путешествия русских князей в Орду?

Вообще-то правильнее говорить, что русские князья ездили не в Орду, а в ставку хана, ибо Русь на тот момент и сама была частью Орды. Но поскольку власть в русских княжествах осталась в руках русских же князей и замещения элит не произошло, задача князей сводилась по большей части к выплате дани и демонстрации лояльности монгольским владыкам.

К Хану на поклон: как выглядели путешествия русских князей в Орду?

Те в свою очередь имели решающее слово в выдаче ярлыка на княжение. Подтверждение же властных полномочий происходило после того как претендент совершал путешествие в ставку хана.

Разумеется, одним только путешествием за властью это назвать было нельзя. В монгольский период основой задачей русских князей было то же самое, что и до того. Как и везде в период феодальной раздробленности большая часть политики сводилась к грызне с земляками-конкурентами.

И на фоне этой грызни монгольское иго выглядело вторичным. Более того, хан был прекрасным вспомогательным средством в борьбе за власть. Вот только контакт с этим «вспомогательным средством» был достаточно экстремальным.

Фактически, путешествие в ставку было экстремальным с самого начала и до конца. Экстремальным, дорогим и продолжительным.

Экстрим

Этот пункт был реален уже потому, что ехать нужно было далеко. Даже сейчас, в эпоху всеобщей мобильности, человек совершивший путешествие из Красноярска, скажем в Москву, имеет повышенный шанс подхватить какую-нибудь заразу.

Тогда же, при меньшей мобильности населения, вероятность заразиться была больше. А при довольно примитивной медицине подобная хворь могла закончиться печально.

Конечно, у тогдашних людей и иммунитет был мощнее, чем у нынешних, но все же смертность во время долгих путешествий была обычным делом.

Так что нет ничего удивительного, что перед путешествием князья составляли завещание. Впрочем, для этого были и другие причины.

В частности, тогдашние дороги кишели деклассированными элементами, регулярно сбивающимися в некие несанкционированные государством артели экстремальных форм деятельности.

Естественно князь путешествовал не один, а в сопровождении солидной охраны, но дары, которые он вез с собой, выглядели слишком заманчиво.

Но, если разбойники были самой малой из опасностей, то наиболее существенной была немилость хана. Таковая могла закончиться смертью, что время от времени и случалось.

Если же все шло хорошо, князю предстоял обратный путь с его опасностями. Впрочем, к тому времени, если ханский гнев или болезни не скосили князя, вероятность умереть была уже невелика.

Маршрут вояжа

Какого-то единого пути не было: судя по летописям, было несколько вариантов. В большинстве случаев князья предпочитали направляться в Сарай максимально используя водные пути.

На реках и вероятность разбойных нападений была значительно меньше, да и местные владыки не так усердствовали в деле «таможенных сборов».

Кроме того тогдашняя Русь – это тотальный лес, с дорогами… Одним словом, с русскими дорогами, способными любого обратить в философа. Любая речушка в тех условиях была более выгодным путем, а в зимнее время они становились и вовсе единственными трассами.

Обычно путь князей лежал сначала в Нижний Новгород, а оттуда уже кораблями-кораблями аж до Сарая.

Сопровождение

Помимо дружины выполнявшей функцию охраны, князей сопровождали еще и люди из ближнего окружения. Они выполняли функцию советников, и могли преследовать свои личные амбиции.

Сам факт нахождения долгое время при князе укреплял их политические позиции. К тому же в ставке хана они нередко вели свою игру.

Обычно это были бояре, но помимо них в свиту часто входили еще и священники, традиционно озабоченные тем, чтобы князья не вздумали сменить христианство на язычество или ислам, как парой веков до того они сменили язычество на христианство.

Подобных многократных смен религий в истории хватало и духовники понимали, что если пустить все на самотек, они могут остаться не у дел.

К тому же они, как мастера разговорного жанра, умело избавляли излишне верующих князей от мук совести, подавая практически любое действо, идущее на благо церкви и лично князя как богоугодное и даже как жертву во имя веры. Можно сказать, что это были своеобразные психотерапевты.

Продолжительность пути

Обычно, чтобы добраться до Сарая требовался месяц. Соответственно, обратно нужно было столько же. Еще месяц уходил на пребывание в ставке. В принципе поднести дары, дань и получить ярлык можно было и быстрее, но ханы предпочитали не торопиться.

К тому же длительное ожидание действовали примерно так же как бесконечные бюрократические мытарства, лишая человека уверенности и делая его более сговорчивым.

Да и сам факт того, что не хан ждал князя, а князь ждал когда хан соблаговолит, указывал каждому на его место в ордынской иерархии.

Стоимость тура

«Удовольствие» было очень дорогим. В первую очередь нужно было поднести достойные хана дары. Чаще всего это были дорогие ткани, оружие, драгоценности.

Само посольство тоже должно было выглядеть достойно, поэтому на расходы не скупились. Понимая, сколь значимым является такое путешествие, и с какими расходами оно связано, местные владыки, через земли которых пролегал путь, норовили как можно сильнее приобщиться к княжеской казне, используя для этого любые предлоги.

И, судя по свидетельствам путешественников, подарок норовил стянуть практический любой, кто обладал хоть какой-то властью.

Содержание дружины тоже шло за счет князя. К тому же в Сарае посольству предоставлялось только жилье и сопроводитель, который должен был объяснять местные реалии, обычаи и пр., чтобы послы не опозорились сами и не оскорбили хана.

А вот обеспечение продовольствием целиком ложилось на плечи князя. Впрочем, это было еще ничего, поскольку арабские путешественники (в частности ибн Батута) вообще кляли тюрок, говоря, что они не знают такого обычая как забота о гостях, ограничиваясь представлением скота и кумыса. Хотя, по меркам неизнеженной степи это вполне достойный прием.

Религия – дело тонкое

Как по мне, лучше бы этого дела не было вовсе, но пока что человечество так не научилось жить умом, и упорно стремится уверовать во что-то малопродуктивное, но ради чего можно с наслаждением выпускать друг другу (а иногда и себе) кишки.

Так для монголов был очень важен обряд «омовения огнем», через который должен был пройти каждый князь. Но вот черниговский князь Михаил Всеволодович решил, что ни за что не станет ни в каком огне мыться, ибо он принадлежал к другому виртуальному миру, нежели монгольские ханы.

В общем, хан и князь не сошлись виртуалками, что имело для Михаила Всеволодовича отнюдь не виртуальные последствия. За отказ от «огненного мытья» Михаилу сменили материальный статус на виртуальный: проще говоря, он был убит и преобразовался в святого.

Правда, достоверность этой истории вызывает сомнения, ибо известна она по поэтическим сказаниям, героизирующим князя как мученика за веру.

Между тем известно, что Даниил Галицкий тоже отказался проходить через обряд и никаких последствий это не имело.

А вот то, что практический одновременно с казнью Михаила Всеволодовича монголами был казнен и другой очень влиятельный русский князь, говорит о том, что причина была отнюдь не в религии (монголы с другими религиями вообще уживались неплохо), а в политике.

Возвращение домой

Формально оно должно было восприниматься как облегчение. Но в реальности возвращение нередко означало новый этап борьбы со своими внутренними оппонентами.

Для местных жителей возвращение князя тоже не всегда предвещало покой. Порой князь являлся назад в сопровождении ордынских войск, которые должны были помочь решить внутриполитические проблемы и, разумеется, били по простому народу.

Подобные туры в ставку хана были нормой для потомков Рюрика в течение примерно полутораста лет. Лишь при Дмитрии Донском, при котором внутренняя обстановка стабилизируется, и Русь движется к консолидации, количество поездок резко идет на спад.

Это коррелирует с началом противостояния Московской Руси с Ордой. Последнее посещение монгольской ставки датируется 1430 годом. После этого дань еще выплачивается, но уже с перерывами, а после стояния на Угре 1480 года характер взаимоотношения между Русью и Ордой и вовсе радикально меняется, как и сама русская история.

Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Октябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031