Россия / Адыгея / 19 февраль 2021

Детский футбол в Адыгее. Корреспондент "СА" узнал, как воспитываются звезды

Детский футбол в Адыгее. Корреспондент "СА" узнал, как воспитываются звезды
Наравне с другими видами спорта развитию футбола в Адыгее уделяется большое внимание. Делается акцент не только на главную команду республики, но и на подготовку резерва. Воспитание будущих футболистов — одна из важнейших задач. Для ее реализации в регионе созданы все условия. «СА» побывала в республиканской спортивной школе и узнала о развитии детского футбола, планах на будущее и качестве тренировок.
Найти самородка
На столе директора спортшколы Рустема Хабаху в шахматном порядке лежат фотоальбомы с цветными обложками. На каждой из них написан год выпуска группы.
— В нашей школе учатся играть в футбол около шестисот человек. В Майкопе триста и по районам столько же. Возраст учащихся — от семи до семнадцати, — рассказывает он. — Главная задача нашей школы — подготовить детей к большому футболу, дать им хорошую физическую, техническую основу, — поясняет руководитель.
Для привлечения учеников школа ежегодно в начале августа дает объявления о наборе группы. По словам директора, они используют все доступные средства оповещения. Расклеивают объявления, размещают информацию на сайте и в соцсетях.  Ребята приходят на просмотр. Из них начинают формироваться группы.
— В основном инициатором обучения в школе выступают дети. Но бывает и такое, что родители сами приводят ребенка к нам. Они видят красивую игру футболистов по телевизору и записывают мальчиков на занятия, — рассказывает Рустем Анзаурович.
Помимо информирования, школа ежегодно проводит турнир по дворовому футболу. После победы на региональном уровне команды отправляются на всероссийский финал, где определяется лучший среди лучших.
— В наше время тренеры ходили по школам и просматривали талантливых ребят. Сейчас такой практики нет. Да и детей с мячом во дворах стало очень мало. Поэтому мы решили раз в год «выманивать» людей из квартир и собирать всех на одной площадке. Такая акция хорошо развивает дворовый футбол и информирует людей о работе школы, — говорит директор.
Классный старт
Попав в школу, на протяжении десяти лет дети проходят три этапа обучения — младшие, средние и старшие «классы». За каждым закреплен свой тренер, и они не пересекаются. Такая система обучения называется бригадной. На нее школа перешла с прошлого года.
— В выпускном возрасте самых перспективных ребят мы отправляем в дубль. Это трамплин для места в составе основной команды «Дружба». В дубле ребята проходят ускоренный трехгодичный курс с интенсивными тренировками, который подготавливает детей к профессиональному футболу, — рассказывает директор.
По всей Адыгее детей обучают двадцать профессиональных тренеров, имеющих категорию «С». Каждые три года они отправляются на повышение квалификации.
— С этого года решили поставить по два тренера на каждый возраст. Это повысит качество тренировочного процесса. Такой подход практикуют все серьезные футбольные школы России, — рассказывает Рустем Анзаурович.
По его словам, сейчас в школе работает тренер с категорией «ПРО» — Александр Дериберин. Раньше он возглавлял украинскую юношескую сборную, имеет богатый опыт работы в российской премьер-лиге. Тренер три раза в неделю проводит семинары с коллегами, передавая им свой богатый опыт.
О следующей встрече договариваемся на среду. Посмотрим, как тренируются дети. И заодно пообщаемся с тренером.
Сборы
Среда. 15:45. Мы с фотокором приехали на стадион «Юность». Заходим в желтое здание. Охранник измеряет нам температуру и проверяет документы. Все в норме. Забегают опаздывающие. Следуем за ними в раздевалку, откуда доносится голос тренера Виталия Квитченко.
— Надеваем футболки! Либо черную, либо желтую… Салим, давай быстрее! Потом выходим на маленькое поле, — поторапливает он ребят.
Дети надевают форму и выбегают из раздевалки. Тренер берет сетку, набитую мячами, и мы идем к маленькому полю, которое скрыто за основным. Из-за тренирующихся футболистов «Дружбы» его сразу и не разглядеть.
Ребята бегают по периметру и шумят, пока тренер не дает свисток. Подходим к ним и интересуемся, кто старший в группе.
— Я! — откликается Руслан и подходит к нам. — Занимаюсь футболом уже четыре года. Когда первый раз посмотрел игру «Барселоны» против «Реала», был восхищен. И мне тоже захотелось стать футболистом. Хочу быть как Месси.
Пока тренер расставляет фишки по полю, снова обращаемся к ребятам. Теперь в поисках самого младшего. «Не я, не я… Он самый младший… Мне девять уже скоро будет…» — сливаются детские голоса. Спустя секунды три, набравшись смелости, из общего шума кто-то выкрикивает: «Я!» Мы подходим к мальчику…
— Занимаюсь футболом уже около трех лет. У Виталия Викторовича тренируюсь чуть меньше года, — только и успевает сообщить нам футболист, как тренер созывает всех на разминку.
По свистку
— Делимся на три группы по три человека и одну — четыре. Каждой команде один мяч. Два здесь, — тренер показывает рукой место, где должны стоять футболисты. — Один здесь. Русик, идем сюда! Ты — здесь. Аслан, Леха — тут. Ведем мяч между фишками со сменой места, — командует он и показывает ребятам, как делать упражнение. После дает свисток, и дети начинают выполнять самостоятельно. Тренер беседует с нами.
— Если погода позволяет, как сегодня, по понедельникам и средам мы работаем на улице. Чтобы у детей было больше игровых тренировок. А в холодное время занимаемся в зале. Тренировка длится чуть больше часа. Начинаем с разминки. В основном это подвижные игры. Чтобы ребята побегали, разогрелись, зарядились эмоциями. Потом идут легкие беговые упражнения либо жонглирование мячом. Дальше упражнения с лесенкой или эстафеты на развитие скорости. Затем, в зависимости от вида тренировки, идут два основных упражнения — это ведение мяча или отработка комбинаций. В конце занятия минут двадцать обязательно играем в футбол три на три, чтобы завершить тренировку на позитивной ноте, — рассказывает Квитченко.
Детским тренером Виталий Викторович работает около пяти лет. Эту команду тренирует уже три года. Изначально он был ассистентом. Потихоньку начал тренировать детей сам, стало получаться. Решил продолжить. Получил лицензию.
— До того как пригласили сюда работать, у меня был только игроцкий опыт. На тот момент — семилетний. Три с половиной года в «Дружбе» и столько же в курганинском футбольном клубе. Хотелось попробовать себя в чем-то еще. И тут поступило предложение от школы. Я откликнулся, — вспоминает Квитченко, следя за тренировкой.
Пора менять упражнение. Тренер прерывает беседу и идет к ребятам.
Перспективные
— Играем в два касания. Даем несильные, точные пасы, — объясняет новое упражнение наставник.
Спрашиваем: «Кто самый перспективный из присутствующих?»

— На ваш вопрос можно будет ответить, когда ребятам исполнится лет по двенадцать. Есть усердные дети с желанием играть в футбол. Часто после первой тренировки родители спрашивают: «Ну что? Есть у него будущее?» Будущее у ребенка точно есть, а будет ли оно связано с футболом — зависит только от него самого, — шутит тренер и вновь идет к футболистам.

Свисток. Дети отдыхают пару минут и снова продолжают. Теперь они оттачивают передачу в одно касание. Продолжаем беседу. Задаем следующий вопрос: «От чего зависит успешный старт в карьере?»
— 75% успеха — опыт тренера и желание ребенка научиться играть в футбол. Остальное зависит от характера мальчика и заботы родителей. Есть дети, которые чуть что — начинают психовать. А некоторые, наоборот, не особо расстраиваются из-за неудач. Если родители их поддерживают, то мы тоже идем навстречу. Мне повезло. У меня в группе родители всегда помогают, — рассказывает тренер.
Теперь у детей новое задание — «на лесенке». Наставник рассказывает, как нужно выполнять упражнение, и параллельно показывает сам. Футболисты толпятся в ожидании свистка. Он звучит. Упражнение начинается.
— У нас сейчас как в школе — начальный, средний и старший уровни. Можно сказать, что я их первый учитель, — шутит Виталий Викторович.
Дети что-то не поделили. Тренер быстро делает замечание зачинщику: «Сейчас домой пойдешь!» Но и спустя пару минут ребята продолжают баловаться. Тогда наставник решает их наказать. «Так, вы двое, вышли из строя! Делаем по пятьдесят отжиманий!» — говорит он.
Дисциплина превыше всего. По словам Квитченко, такой метод хорошо работает.
Особенности развития
— Делимся на четыре команды и играем в футбол, — обращается Виталий Викторович к занимающимся и назначает капитанов.
Мальчики радостно убегают с криками: «Я первый выбираю!» Будет четыре команды по четыре человека. «Мы белые, мы желтые…» — кричат дети, надевая разноцветные манишки. Ребята поделились на «Черных», «Белых», «Желтых» и «Зеленых». Мы продолжаем следить за ними и беседовать. Звучит стартовый свисток.
— В этом возрасте уже хорошо видны индивидуальные особенности мальчиков. Вон Руслан, — показывает тренер на игрока в черной манишке. — В силу характера, если его чуть задеть, он начнет играть жестче. По скорости отличается Максим, — показывает на мальчика в желтой манишке. — Он уже умеет обыгрывать по несколько соперников. Дети играют так, как чувствуют. И это в работе надо обязательно учитывать.
Время «Белых» закончилось. Теперь на поле выходит следующая команда. Спустя пару минут продолжаем разговор.
— Еще лет двадцать назад все было по-другому. Если ребенок занимался футболом, то это для него было даже важнее уроков. За счет дворовых игр в техническом плане дети росли быстрее. Мы с друзьями играли на обычном поле. Ставили ворота бутылками, кроссовками… В ход шли любые предметы, которые находили неподалеку. И играли. Сейчас дети в основном увлечены учебой, — отмечает тренер.
Теперь сели отдохнуть «Черные». На поле новая команда. Игра возобновляется. Виталий Викторович возвращается к нам и делится планами на будущее.
— В этом году, если позволит эпидобстановка, планируем провести товарищеский турнир. Хотим пригласить команды из Белореченска и Апшеронска. Детям нужна игровая практика, — говорит наставник.
Тренерский цех
Рассказываем тренеру, что один из его подопечных хочет быть похож на Месси. Интересуемся, есть ли кумир у него.
— Мне больше нравятся те, кто приходит в клуб и выводит его на новый уровень. Например, Юрген Клопп. Он пришел в «Ливерпуль», который был середняком английской премьер-лиги, и построил чемпионскую коман­ду. Такой профессионализм не может не восхищать. Но в большей степени равняюсь на своего детского тренера Юрия Манченко, с которым мы сейчас работаем вместе. Он вложил в нас весь свой опыт и продолжает это делать, — говорит Виталий.
Внимательно следим за футболистами. Тренировка подходит к концу. Осталось сыграть всего двум командам. Задаем финальный вопрос: что чувствует тренер на работе?
— Тренер должен получать удовольствие от работы. Я — получаю. Самое приятное — когда переполняет энергия и хочется делиться ею с детьми. Чтобы они росли профессионально. Смотришь: ребята делают в игре то, о чем ты их просил. Может, не с первого раза, но видно, что стараются. С каждой тренировкой получается лучше и легче. В такие моменты они просто счастливы. И ты счастлив за них. Тогда понимаешь, что прогресс есть и все идет как надо.
  Источник: Газета Советская Адыгея
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930