Жизнь / История / 25 февраль 2021

Оружие из метеорита, и как оно делалось

На сегодняшний момент самым старым железным изделием, которое было найдено археологами, является бусина из захоронения в Герзехе, расположенном на севере Египта. Точнее, бусины, поскольку в двух захоронениях их нашли 9 штук. Как показал анализ, им более 5.000 лет - изготовлены они были около 3200 года до н.э.

Оружие из метеорита, и как оно делалось

Как показал анализ, изготовлены они были из метеоритного железа - на это указывал высокий процент никеля, содержащегося в изделиях, что характерно именно для метеоритов.

Однако только бусинами древние мастера не ограничились.

Самый известный кинжал: кинжал фараона.

Самым, вероятно, известным среди этих образцов является кинжал фараона Тутанхамона, обнаруженный в его саркофаге в 1925 году Говардом Картером. Описал его ученый просто:

"богато украшенный золотой кинжал с хрустальным навершием".

Однако чуть позже специалисты обратили внимание не только на железный клинок кинжала, но и на то, что он практически не подвергся коррозии. Несколько десятилетий вокруг этого оружия грохотали научные и околонаучные баталии, пока в 2014 году не была поставлена окончательная точка: анализ показал, что клинок был изготовлен из железа с большим содержанием никеля (около 11%) и кобальта. Эти данные указывали именно на метеоритное происхождение исходного материала.

Следует отметить, что всего в гробнице фараона было обнаружено 16 предметов, изготовленных из железа. Сам фараон скончался около 1327 года до н.э.

Самый старый кинжал с клинком из метеоритного железа.

Впрочем, за два года до этого исследования, в 2012 году было проведено исследование другого кинжала, которое не только пополнило "семью" оружия с клинками из метеоритного железа, но и существенно (более чем на 1000 лет) сдвинуло тот момент, когда люди стали делать из этого материала оружие: был исследован кинжал с золотой рукоятью и железным клинком, найденный на территории города Аладжа-Хююк, существовавшего в Малой Азии с времен неолита и вплоть до появления Хеттского царства.

Клинок кинжала из Аладжа-Хююк, в отличие от прекрасного состояния клинка кинжала Тутанхамона, сильно корродировал, однако это не помешало специалистам провести анализ его состава.

Как показало исследование (специалисты проверили 22 точки на клинке), содержание никеля в нем колебалось от 3,08% до 7,59%, а содержание кобальта - от 0,2 до 0,31%. Результаты дали основания утверждать, что клинок был изготовлен именно из метеоритного железа.

Для бОльшей уверенности исследователи проанализировали состав железа в железных изделиях, относящихся к хеттскому периоду. Анализ показал чрезвычайно низкое (на пределе чувствительности приборов) содержание в них никеля.

[img]"[/img]

Кинжал был найден в гробнице, датированной 2500 годами до н.э., т.е. ему около 4.500 лет (кинжалу Тутанхамона около 3.300 лет).

Нож падишаха Империи Великих Моголов.

Не отказал себе в удовольствии владеть необычным оружием и Абуль-Фатх Нур ад-дин Мухаммад Джахангир (последнее означает "Покоритель мира"), четвертый падишах Империи Великих Моголов (1605 - 1627).

В 1621 году на землю его империи упал метеорит, который был замечен хитрым сборщиком налогов. Быстро сориентировавшись, он приказал копать. Вскоре был обнаружен кусок железа, который

"был таким горячим, как будто его вынули из печи. Через некоторое время он остыл, сборщик налогов забрал его домой, запечатал в кошелек и отправил к двору".

Впрочем, мастера не стали изгаляться и смешали метеоритное железо с обычным. Но, вероятно, виноват в этом был сам падишах: он приказал изготовить из добытого метеорита два меча и нож. Сохранился, судя по всему, только нож, который ныне экспонируется в музее Смитсоновского института (США).

Подарок русскому императору.

Впрочем, и современные мастера, увлекшиеся "небесным металлом", тоже не удержались от изготовления оружия из метеоритного железа.

Самым, вероятно, известным образцом является т.н. сабля офицеров фланговых рот обр. 1803 года, изготовленная по заказу естествоиспытателя и коллекционера метеоритов Джеймса Соверби на английской оружейной фабрике из куска метеорита, найденного в 1801 году на мысе Доброй Надежды, и подаренная им российскому императору Александру I в 1814 году (ссылка на статью, рассказывающую о непростой судьбе этого подарка, будет в конце этого материала).

[img]"[/img]

Сабля эта сегодня хранится в Эрмитаже, а анализ состава ее клинка дал содержание никеля в 16,3%. Следует отметить, что британские мастера, так, сказать, "пробуя перо", отковали несколько заготовок сабельных полос, которые ныне хранятся в Музее естествознания в Лондоне.

Японский символизм.

Именно так, скорее всего, можно назвать клинок катаны, сделанный в 2015 году мастером Йошиндо Ёсиварой из куска метеорита, найденного в Намибии (когда он упал на Землю - точно неизвестно, образовался же, как считают, около 4 млрд. лет назад).

Клинок получил соответствующее имя - Тентэцуто ("Небесный меч") и экспонируется сегодня в Технологическом институте Тиба, частном университете, расположенном в префектуре Тиба (Япония).

Его изготовление получило и соответствующее объяснение:

"Считается, что первые контакты человека с железом были контакты с железными метеоритами, и Небесный Меч непосредственно символизирует взаимосвязь между человеческими технологиями и космосом".

Американский прагматизм.

Естественно, американцы не могли пройти мимо такого "хлебного проекта" и в 2016 году представили свое видение оружия из метеоритного железа, изготовив пару знаменитых самозарядных пистолетов Кольт обр. 1911 года под патрон .45 АСР (11,43 мм).

Выход изделий "на рынок" был предварен крикливой рекламой:

"Обреченная на то, чтобы отличаться от других, инновационная команда по дизайну и производству "Кэбот" взялась за проект, не имеющий аналогов в современной инженерии. Из космического камня мы создали сложный и точный механизм. Мы раскрыли древние секреты безжизненного куска железо-никелевого сплава, сформировали его и дали ему возможность говорить, продемонстрировав миру потустороннее творение. Миллиарды лет во времени и пространстве теперь превратились в высшее достижение американского дизайна, силы воли и духа решимости".

Изготовили они эту пару из того же метеорита, из которого японцы сделали себе катану. Но цели их были по-американски просты - пара была оценена в 4,5 миллиона долларов и предлагается к продаже.

[img]"[/img]

Как это делалось в древности?

Последнее время стало модным сомневаться не только в истории вообще (истории России в частности), но и в многих исторических артефактах: с упорством, достойным лучшего применения тысячи людей твердят по практически любому историческому факту, что "этого не было, потому что не могло быть". Не избежали подобного рода "критики" и артефакты из метеоритного железа, которые не понравились "настоящим знатокам" тем, что изготовлены гораздо ранее официально принятой (сегодня) даты начала т.н. Железного века (1200 год до н.э.).

Рискуя разочаровать этих "знатоков", доношу до их сведения, что, как сегодня установлено, железный век наступал в разных регионах мира весьма неравномерно. Но уже в 1400 годах до н.э. Тушратта, царь Митанни (хурритское государство, существовавшее в XVII - XIII веках до н.э. в Северной Месопотамии), посылал железные предметы фараону Аменхотепу III (деду Тутанхамона) в качестве дорогих подарков. Были среди них и кинжалы.

Как показали современные исследования, все изделия (а исследовались бусины, кинжал Тутанхамона и кинжал из Аладжа-Хююк) были изготовлены методом холодной ковки. Например, для производства бусин кусок метеорита был раскован в очень тонкий лист, который потом свернули в трубочку.

И особо упертым "знатокам": о том, что делалось все методом именно холодной ковке говорит структура и состав металла, в котором сохранились элементы, традиционно отсутствующие в материале, прошедшем огонь горна (например, германий и минеральные включения.

О сабле Александра I можно прочитать здесь.

Подписка, лайк и репост помогут развитию канала. Спасибо!