Жизнь / История / 25 февраль 2021

Русские бурлаки: о чем соврал художник Репин?

Обожаю читать комментарии русофобов, особенно из кавказских республик. Чем они хороши, так это тем, что, ознакомившись с их содержанием, можно стопроцентно быть уверенным, что такого у русских точно не было.

Русские бурлаки: о чем соврал художник Репин?

Вот так и с бурлаками. Если верить высказываниям русофобов, то вся российская знать была исключительно немецкого происхождения, плюс немного татар и много-много кавказцев. Русские же были только рабами.

Увы, господа-русофобы так и не усвоили, в чем разница между крепостничеством и рабовладением, как не потрудились узнать и то, что в странах, которые они так восхваляют, крепостничество просуществовало столько же, сколько и в России.

По их же словам, крепостных крестьян только и делали, что продавали и перепродавали, и обязательно только в обмен на борзых щенков – и не иначе! А те немногие, кто не был крепостными – жили в нищете и вообще были бурлаками, которых считали скотом, ибо ничем иным русский человек быть не может по умолчанию.

Вот о бурлаках кое-что и скажу. Для начала отмечу, что в XIX веке пахать на людях было не то чтобы принято, но и не особо порицалось. Просто быки и кони были эффективнее, вот и пахали на них, а не на двуногих. А если скота рядом не было – то запрягали сапиенсов и у нас, и на Кавказе, и в Германии, и в Штатах.

Что же до душещипательных картин, а-ля «Бурлаки на Волге», то в них достоверности не больше, чем в картине, на которой царь Иван Грозный сынулю грохнул.

Здесь важно понимать, что господа художники-передвижники были, хотя и талантливы, но по своей сущности – если и не русофобами, то крайне критически настроенными по отношению к окружавшей их действительности.

Своим долгом они считали бичевать то, что считали язвами общества. При этом, чтобы язва становилась более очевидной, ее утрировали всеми доступными им методами. Позднее их идеи будут выданы за реальность коммунистической пропагандой и приняты на веру.

Очень важно, что передвижники не горели желанием демонстрировать хорошие стороны жизни. Вот и получилось, что на их полотнах изображена не Россия, а какой-то из кругов ада.

В христианской культуре вообще все счастливое считается низким и дешевым, в отличие от страданий, которыми якобы душа совершенствуется), отчего и примат трагедии над комедией.

Как говорил Л. Н. Толстой (тоже еще тот критикан), все счастливые семьи счастливы одинаково, несчастные же несчастны по-разному.

Что поделать: наша культура и в самом деле знает тысячу оттенков черного и миллион болезней души и тела, так толком и не разобравшись в том, что есть свет и здоровье.

Однако это все лирика. Перейдем к реальным бурлакам, а не к тем, что на полотнах тогдашних оппозиционеров.

Бурлачить шли представители разных слоев общества, которые предпочитали заниматься физическим трудом. Там были как крепостные, так и вольнонаемные рабочие.

Сами бурлаки стали результатом резкого роста речного судоходства, темпы которого значительно обгоняли технический прогресс. Поэтому суда нередко садились на мель в небольших речках или испытывали сложности с движением против течения.

Однако на каждой протоке артели бурлаков не держали. Фактически по всей империи было только три крупных центра бурлачества. Если же где-нибудь в Малой Фердыновке садилось на мель раз в году заплывающее судно, то пособить горю могли и местные мужики.

Национальный состав был разнообразным. Разумеется, русских было больше, поскольку русских вообще больше, особенно в районе между Волгой и Днепром. Но были и татары, и представители многочисленных финно-угорских народов России. Национальность в этом деле вообще значения не имела.

Артели бурлаков были чем-то вроде рабочих бригад, с которыми заключался договор. Некоторые предпочитали работать по принципу – отработал-поучил, а другие нанимались на весь путь и получали задаток за свою работу.

Никакими кнутами никто бурлаков не сек, бичами не погонял, и, хотя аристократами их не считали, но это были не изможденные угнетенные, а, скорее, сытые шабашники. И, как и среди шабашников там хватало деклассированных элементов, типа бывших каторжников. Но хорошие артели ценились.

Сама артель тоже не была грудой полуспившихся личностей, впрягшихся кто куда может и наваливающихся как попало, как изображено на картине. Любой мало-мальски опытный человек, согласится, что таким образом, как на картин,е не то, что баржу или расшив не сдвинешь, но и с телегой будет туго.

В реальности бурлацкая артель была сработанной бригадой с четко распределенными обязанностями. Был свой прораб, ответственный за организацию, свой спец по технике безопасности (отвечал за сохранность судна и груза) и по совместительству плотник.

Был лоцман, который точно знал, куда нужно сдвинуть плавсредство, чтобы не навредить еще больше.

Сама «лямка» тоже имела свое устройство. Так во главу ставился самый сильный и крупный из бурлаков, который и определял движение. Был, так сказать, пейсмейкером, на которого ориентировались другие.

Двое должны были следить за тем, чтобы веревка не спутывалась и ни за что не цеплялась. Они же нередко выполняли функцию мачтовых матросов, если артель плыла вместе с судном.

Это была своеобразная бурлацкая элита. Кроме нее были и бурлаки попроще, которые просто впрягались и тянули, под руководством вышеперечисленных.

Уходя из артели и нанимаясь в другую, потенциальный артельщик указывал, бурлаком какого типа он является. Были и своеобразные бурлаки-спринтера, которые подключались только на особо сложных участках. На легких они либо находились в сторонке, либо занимали менее энергозатратные места в лямке.

На картине мы видим просто воплощение российской безысходности. Бурлачество на картине – это что-то вроде смертного приговора.

На самом деле же это было достаточно выгодное занятие. Один сезон работы – и можно полгода валяться на печи. Возможно, по этой причине бурлацкие артели сколачивались не только из сирых да убогих.

Кому-то бурлацкое бытие и вовсе казалось привольным, что отчасти способствовало распространению пороков в бурлацкой среде, как и в среде шабашников.

Что касается степени нагрузок, то не так уж они были и высоки. В современной шахте потяжелее будет. Ориентировочно они примерно соответствовали тем, что и на лесоповале. Т. е., если нормально кормить и дать выспаться – ничего трагического не случится. Оленеводам тяжелее приходится.

Изнывающие от труда бурлаки – такой же гипертрофированный городской изнеженной либеральной интеллигенцией вымысел, как и страдания при возведении пирамид и адская работа негров на плантациях.

В реальности от адской работы адски быстро помирают, что экономически невыгодно. Да и наниматься на такую работу мало кто захочет, что сделает ее еще невыгоднее.

Хорошим маркером того, насколько тяжела была такая работа может быть то, что были даже женские бурлацкие артели. Звучит жутко, но, для не боявшихся тяжелой работы крестьянок, это была посильная работа.

Главное – освоить этот достаточно сложный и изобилующий премудростями навык под руководством более опытных в сем промысле людей.

Важно отметить, что это только у Репина да Верещагина бурлаки представлены дюжиной людей: в реальности артель насчитывала десятки, а иногда и сотни людей.

Напоследок считаю своим долгом порадовать русофобскую братию тем, что бурлаки были везде, где были судоходные реки, речушки и развитое пароходство.

То есть они были не только в Российской империи, но и на родине капитализма – в Нидерландах, в Австро-Венгрии, Бельгии, Британской империи и США. Надо бы узнать, есть ли у них свои национал-фобы, считающие, что наличие бурлаков – повод для национального стыда?

И еще одна «маслина», теперь уже в огород коммунистов. Бурлаки – не были позорным продуктом капитализма и не с его упразднением исчезли.

На самом деле упадок бурлачества был связан не с «демократическими тенденциями», а с простым развитием судоходства. Со временем они становились все менее востребованы.

Но полностью бурлаки не исчезли: покуда оставались на плаву старые суда и пока существовали сложные маршруты, помощь бурлаков оставалась востребованной. И пока коммунистические пропагандисты тыкали пальцем в знаменитую картину Репина, бурлаки продолжали работать и при Советской власти.

Окончательно этот промысел отменили только в 1929 году. Но и то больше на словах, поскольку во время Великой Отечественной войны труд бурлаков вновь оказался востребованным. К слову, в эти годы бурлаки вновь появились не только у нас, но и в воюющей Европе.

Зачем же художники таки искажали реальность? Ответ прост: они в первую очередь живописцы. Музыка линий, их динамика, внутреннее напряжение и драматизм для них важнее реальности.

Поэтому видеть в работах художников отражение действительности так же наивно, как судить о качествах древнерусских мечей по былинному мечу-кладенцу.

Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Апрель 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 
х