Жизнь / История / 19 июль 2021

Сергей Маркедонов: Кавказу необходимы стимулы

О концептуальных направлениях развития макрорегиона

Сергей Маркедонов: Кавказу необходимы стимулы
Эксклюзивное интервью ведущего научного сотрудника Центра евро-атлантической безопасности ИМИ в МГИМО, эксперта Фонда поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова Сергея Маркедонова для «Кавказ Сегодня» Эксклюзивное интервью ведущего научного сотрудника Центра евро-атлантической безопасности ИМИ в МГИМО, эксперта Фонда поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова Сергея Маркедонова для «Кавказ Сегодня»

(продолжение, начало здесь)

- Сергей Мирославович, в прошлый раз мы остановились на отличиях современного ислама на Северном Кавказе, от того, что мы привыкли видеть в 90-е и нулевые годы. Может какие-то есть новые тенденции в связи с зарубежным влиянием?

- Здесь совершенно очевидный путь — развитие того, что называют человеческий капитал. Потому что главные инвестиции — инвестиции в людей. Люди должны понимать, что развитие карьеры, возможность заниматься наукой – они получают благодаря российскому проекту. В широком смысле слова. Всё благодаря проекту, который продвигает идею общероссийской идентичности, но при этом открытый для разнообразных этнических идентичностей, религиозных и так далее.

Поэтому здесь, как мне кажется, есть определенный дефицит предложения. Потому что считается, что ситуация стала более-менее стабильной, более-менее контроль установился и все. Но не все! Я напомню фразу знаменитую Эрнеста Ренана: «Нация — это ежедневный плебисцит». Каждый день эти усилия нужно прикладывать, потому что надеяться на советскую инерцию мы вечно не можем, надеяться на то, что само как-нибудь, куда-нибудь выведет, тоже не можем.

Люди становятся в целом более религиозно мотивированными и более обращенными вот к этой сфере. Здесь важно суметь сочетать эту религиозность, интерес к вере, к традициям с лояльностью государству. Вот важнейшая и ключевая задача здесь.

Мечеть "Сердце Чечни". Грозный Мечеть "Сердце Чечни". Грозный

Важно не стигматизировать ислам как таковой. Нужно понимать, что в массе своей российские мусульмане- лояльные граждане нашей страны. А радикалы, которые защищают якобы «чистоту» религии, на самом деле атакуют, прежде всего, мусульман. Теракты в Сирии, Иране, Пакистане происходят намного чаще, чем в странах ЕС. Помнить об этом нужно, и там жертвами террористов становятся как раз мусульмане.

Стигматизировать ислам опасно. Наоборот, его здоровые силы надо привлекать на то, чтобы сдерживать радикализм, укреплять единство народов.

-  Как вы справедливо сегодня заметили, нужно предложить что-то по-настоящему мотивирующее и заманчивое.

- Важно просвещать, объяснять, рассказывать про тот вклад, который был сделан культурными деятелями ислама. Например, Кунта-Хаджи Кишиев, если говорить о Чечне, и так далее. Это же крупные величины.

- На другой аспект хотелось бы обратить внимание. Фактор трактовки тех или иных исторических событий, процессов и даже эпох. Спрошу даже более конкретно: как проводить государственную политику в отношении этих явлений? К примеру, вопрос адыгских народов, вопрос народов, которые считают себя потомками аланов. Ведь споры вокруг трактовки исторических событий перерастают в вопросы о конкретных объектах, территорий, как к примеру, инциденты вокруг святынь аланов. Или, например, постоянные межтейповые противоречия на фоне трактовки исторических событий. Как органам власти модерировать эти споров?

- Практически процентов на девяносто вы дали ответ на этот вопрос. Во-первых, стать модератором. Это не значит, быть внешним соглядатаем, когда вы смотрите, вот вроде они там варятся, не стреляют и хорошо. Это тоже неправильная позиция — не стреляют и хорошо. Не надо доводить до того, чтобы стреляли. А для этого должна быть определенная интерпретация. С моей точки зрения, нужно исходить из того, что у нас общая страна. В этой стране было много моментов конфликтных, разъединяющих. Но в итоге то, что нас объединяло, то нас делало сильнее, то выводило в какие-то прорывные моменты.

В любой стране есть конфликтные точки. Любая страна, особенно многосоставная, может иметь определенные конфликты.

Султан Хан-Гирей Султан Хан-Гирей

Позиция, когда мы не говорим про это, потому что это тяжело, не верна. Почему же молчать, будем говорить! Иначе заговорят другие, и не факт, что в наших интересах! Просто, если мы говорим, допустим, о жертвах среди адыгских народов, то давайте вспоминать Хан-Гирея и Шору Ногмова, которые служили Российской Империи, продвигали ее влияние. И часто черкес оказывался против черкеса. Да, это была трагедия, но по итогам вот всей этой истории мы видим три субъекта, связанные с черкесской историей, где представители адыгского народа являются титульными.

Найдите другой такой государственный организм. Турецкий, иорданский проекты. Там это есть?  В лучшем случае фольклор. А здесь не просто фольклор, а своя собственная государственность, в том числе. Да, через жертвы, да, через испытания. А вы знаете историю без испытаний и жертв? Я не знаю, например. Как говорил Гегель в свое время: «Истории — это не царство счастья».

Просто это надо проговаривать. Да, были случаи противоречий, были противостояния, но были и случаи единства, случаи совместных действий и был результат. Если уж так говорить, совсем откровенно, это наше многообразие, которое у нас в России есть, оно в общем-то, кроме нас, и не нужно никому. Давайте честно признаемся. Это и продвигать, собственно.

- В заключение хотелось бы задать вопрос из смежной области. Вы упомянули о Михаиле Мишустине, о знаковом мероприятии, которое недавно прошло в Пятигорске. И одной из главных тем обсуждений стал поиск определенных точек роста для социо-экономического развития регионов Кавказа. На ваш взгляд, как кавказоведа, что могло бы стать такими точками роста?

Мне кажется, что надо параллельно с этим предлагать какие-то проекты. Кавказ интересен с точки зрения туризма, с точки зрения культуры в широком смысле. Но ведь это же само по себе не возникнет. Для этого нужны условия, для этого нужны стимулы определенные.

[img]"[/img]
Плато Бермамыт. Тебердинский заповедник Плато Бермамыт. Тебердинский заповедник

Просто так сказать, развивайте туризм… А какой это вид туризма? Туризм для очень богатых людей? Вряд ли это ниша, которая нужна Кавказу, которая действительно создаст здесь рабочие места, широкие возможности карьерные. Малый туризм?  Гостиницы малых форм и так далее. С привлечением местных людей, а не только, так сказать, с помощью госпрограмм из Москвы, с их вовлечением широким, чтобы они могли почувствовать себя частью этого российского проекта.

Российский проект должен прийти к каждому в дом, строго говоря, чтобы человек понимал, что он с этим связан, с этим будущее его.

Я не экономист, экономист сказал бы точнее.

- Еще часто возникает вопрос. Не вымоет ли такой подход, как к туристическому центру, все остальные составляющие экономики? Сельское хозяйство, например.

- Когда я говорю о туристической отрасли, я не говорю, что она должна быть монокультурой. Сельское хозяйство может туристическую отрасль подпитывать. В прямом смысле слова! И здесь без стратегической помощи государства не обойтись!

Развитие с точки зрения сверхзадачи — интеграции в общероссийское пространство проблемного, сложного региона. Эти моменты надо дополнять. Я всегда говорил, остаюсь сторонником этой концепции — к Кавказу нужно подходить системно. Здесь не может быть реализован исключительно сюжет безопасности или сюжет экономики. Как-то нужно объединять все направления. Без безопасности не будет экономических успехов, но и без развития региона сама по себе безопасность из ниоткуда не возникнет!

Фото: sputnik-ossetia.ru

Андрей Климов

Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Июль 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
х