Жизнь / История / 19 июль 2021

Космос и Северный Кавказ

Большой Альт-Азимутальный телескоп (БТА) у поселка Нижний Архыз. КЧР Большой Альт-Азимутальный телескоп (БТА) у поселка Нижний Архыз. КЧР

Северный Кавказ неразрывно связан с космосом и его изучением. Здесь находится крупнейший в мире радиотелескоп, а также множество научных учреждений, где сделаны важнейшие открытия в области астрономии, астрофизики, космологии и других дисциплин.

Активное развитие космической исследовательской отрасли на Северном Кавказе началось в середине прошлого века. Советские ученые искали место для установки самого большого в мире телескопа. Требовался район со стабильным климатом, с большим количеством ясных ночей и отсутствием затрудняющих видимость факторов. Исколесив всю территорию Советского Союза, ученые пришли к выводу, что лучше места, чем горы Кавказа, не найти. Выбор пал на горные вершины Архыза в Карачаево-Черкесии.

Телескоп вместе с обсерваторией и научными лабораториями построили за несколько лет. Так в СССР появилась Специальная астрофизическая обсерватория при РАН и телескопы Большой Альт-Азимутальный (БТА) у поселка Нижний Архыз и РАТАН-600 в станице Зеленчукская.

Солнечная система Солнечная система

Здесь исследуют планеты Солнечной системы, физику звезд и галактик, космические частицы, кометы, вспышки, экзопланеты, эволюцию звезд и многое другое.

Обсерватория стала стартовой площадкой для многих отечественных ученых, имеющих мировую известность: Сергея Рублева, Юрия Парийского, члена-корреспондента РАН Юрия Балеги.

Именно в САО открыли яркие голубые переменные звезды LBV в двух внешних галактиках и обнаружили самую яркую из зафиксированных оптических вспышек – по данным ученых, возраст этого сигнала составляет 8 млрд. лет.

Одно из перспективных современных направлений исследований – изучение экзопланет, то есть планет вне Солнечной системы. Несколько лет назад сотрудник САО РАН Дамир Гадельшин вместе с другими исследователями обнаружил четыре экзопланеты.

А в горах Кабардино-Балкарии на глубине почти 4500 метров расположен телескоп нейтринной обсерватории. Здесь изучают частицы солнечного излучения или нейтрино.

В настоящее время сотрудники Баксанской нейтринной обсерватории замахнулись на революционное открытие – стерильное нейтрино. Пока науке известны три типа нейтрино: электронные, мюонные и тау-нейтрино. Если задумка баксанских исследователей удастся, их станет четыре.

Не отстают от соседей и ставропольские астрономы. В обсерватории СКФУ уже несколько лет проводят исследования, хотя о таких масштабных проектах, как в САО РАН, речи не идет. У Ставрополя выгодное расположение – отсюда хорошо видно всю северную полусферу звездного неба, в том числе созвездия Центавр, Южную Корону, Южную Гидру.

[img]"[/img]
Обсерватория СКФУ Обсерватория СКФУ

На базе Кавказской горной обсерватории ГАИШ МГУ проводятся исследования экзоопланет, искусственных спутников Земли, поиск и фотометрия сверхновых объектов. За ночь здесь получают до 700 Гб данных.

Немалый вклад внесли уроженцы Северного Кавказа и в освоение космоса. Например, российский летчик-космонавт, Герой России Олег Скрипочка – уроженец Невинномысска. А учебные заведения Ставрополя подарили России летчика-космонавта Александра Скворцова и летчика-космонавта, героя Советского Союза Юрия Глазкова.

Выходец из Северной Осетии Руслан Комаев – конструктор космических аппаратов – за годы работы вместе с коллегами создал, испытал и запустил в космос больше 120 аппаратов. Среди наиболее известных проектов ученого аппараты Венера-13, Марс-96 и Вега.

Комаев изобрел приборы для измерения скорости ветра и температуры на поверхности Марса, оптической плотности его атмосферы. Сконструированный им аппарат способен самостоятельно брать с поверхности планеты образцы грунта для исследований.

В честь Руслана Комаева назван открытый в 2020 году во Владикавказе Центр космонавтики. Комплекс включает реконструированный планетарий и недавно построенную школу космонавтики. В обновленном планетарии оборудован комфортабельный кинозал и современное проекционное оборудование.

Работа центра, в первую очередь, направлена на детей и на стимулирование у них интереса к космическим наукам и космонавтике. Здесь можно увидеть модели кораблей и потрогать руками фрагменты космических аппаратов, и даже позаниматься на космическом тренажере для проверки вестибулярного аппарата.

В настоящее время на Северном Кавказе планируется создать центр подготовки космонавтов, а покорение Эльбруса включить в программу подготовки астронавтов.

Кроме того, в СМИ неоднократно сообщалось о планах космических чиновников организовать воздушно-десантную и альпинистскую подготовку российских космонавтов на базе Российского университета спецназа в Чечне.