Как кабардинские князья стали основателями русского рода князей Черкасских
Династия князей Черкасских подарила России немало талантливых деятелей и выдающихся личностей. Но немногие знают, что этот славный род берет начало из Кабарды и принадлежит к древнему клану кабардинских правителей, заключивших союз с Россией и проложивших ей дорогу на Кавказ.
В 16 веке в Кабарде правили князья из рода Идаровых, прародителем которых по слухам был сам египетский султан – свергнутый с престола в Египте, в Кабарде тот основал независимое государство.
В середине столетия к власти в царстве приходит князь Темрюк (или Кемиргоко). Молодой князь быстро понял, что в одиночку противостоять османам и крымскому хану, а еще ногайцам и другим врагам ему будет непросто. Поэтому решил искать союзничества у России, поскольку враги у обоих государств были одни.
В 1558 году Темрюк послал в Москву двух своих сыновей – Салтанкула и Булкайрука, и заключил с русским царем Иваном Грозным политический и военный союз. В знак серьезности намерений отца и по его настоянию Салтанкул (Солтан) остается в Москве, где принимает крещение и становится русским удельным князем Михаилом Темрюковичем Черкасским.
Первый генералиссимус России, князь Михаил Черкасский Первый генералиссимус России, князь Михаил ЧеркасскийВ свою очередь, Иван Грозный повелевает обучить князя грамоте. Таким образом, бывший Солтан, а ныне Михаил, стал первым черкесом, получившим высокое образование в России.
Черкасский поступил на военную службу, участвовал в походах и битвах с крымскими татарами и был не раз отмечен за доблесть в боях.
Брак сестры Солтана – княжны Кученей (после крещения Марии Темрюковны) и царя Ивана Грозного не просто укрепил позиции Идаровых в Москве, но открыл для них путь во власть. Михаил Черкасский становится одним из наиболее влиятельных людей при дворе. В знак признания заслуг царь жалует ему в удел город Гороховец и земли на реках Клязьма и Ока.
Черкасский был первым кабардинским князем, ставшим русским боярином. Известно, что его имя стояло первым в списке бояр и первым же оглашалось на собраниях.
После смерти царицы Марии Темрюковны Черкасские продолжили продвижение по властной вертикали.
Известно, что Михаил был опричником и одним из доверенных людей Грозного, одно время тот даже жил в доме князя на Воздвиженке. Впрочем, это не помешало ему казнить своего фаворита, заподозрив в измене.
Опричнина при Иване Грозном Опричнина при Иване ГрозномВместе с Михаилом в опричнине служили его двоюродный брат Уардащао Ардасович (после крещения Семен) и братья Даутоковы – ближние уздени (приближенные из дворян) князя.
С казнью Михаила Темрюковича и его семьи род Черкасских не прервался. Из него вышли такие фамилии, как Темрюковичи-Черкасские (старшая ветвь), Алегуковичи-Черкасские, Куденетовичи-Черкасские, Камбулатовичи, Бековичи, Сунчалеевичи, из которых происходили канцлеры, советники, губернаторы, воеводы и выдающиеся деятели Российской империи.
Были и боковые ветви Черкасских, принадлежавшие к родственным династиям. Среди них князья Чумаховы-Черкасские, Азамашуковы, Егуповы.
Не отставал от Михаила и младший брат Мамстрюк Темрюкович. Он успешно воевал в рядах русских войск в крымских кампаниях, строил крепость на Тереке, пережил восьмилетний плен в крымском ханстве и до конца оставался верным русско-кабардинскому союзу.
Его сын Каншов также принял крещение, взяв имя Дмитрий, и был стольником при Борисе Годунове. Какое-то время князь поддерживал Лжедмитрия Второго, но после его смерти признал ошибку и стал одним из самых верных сподвижников Дмитрия Пожарского в борьбе за освобождение Москвы. Он же внес немалый вклад в прекращение Смуты.
Князь Дмитрий Мамстрюкович Черкасский достиг вершины власти при царе Михаиле Федоровиче, который сделал его главным воеводой, а затем и боярином. В 1619 году царь даже доверил ему управление Москвой на время своего отсутствия. При следующем царе – Алексее Михайловиче – Черкасский становится ближним боярином – высшим чином в статусной иерархии того времени. На нем же оборвалась старшая ветвь князей Черкасских.
В том, что адыгские народы начали сближаться с Россией, главная заслуга принадлежит именно потомкам рода Идаровых.
Многие кабардинские князья покидали родину для проживания и службы в России, при этом входили в правящий класс Московского государства наравне с местными аристократами.
Выезды регулировались строгими правилами. Решение о переезде принимали на совете пшиуорков (высших дворян). Чаще всего в Москву отправляли младших князей в возрасте 16-20 лет. Вместе с ними ехали телохранители, воспитатели и другие сопровождающие.
Вплоть до эпохи Петра Первого представители династии Черкасских находились в составе боярской думы. А Алексей Михайлович Черкасский дослужился до звания великого канцлера Российской империи. Правда, после его смерти в 1742 году влияние семьи в кругах российской власти заметно уменьшилось и пошло на убыль.