Жизнь / История / 19 июль 2021

Шоанинский храм преткновения

Прикрываясь «заботой» о сохранении исторических памятников, деструктивные элементы Карачаево-Черкесии пытаются разжечь межконфессиональную и межнациональную рознь

Шоанинский храм преткновения
Шоанинский храм неподалёку от Карачаевска Шоанинский храм неподалёку от Карачаевска

Шоанинский храм – одно из немногих архитектурных свидетельств древнего христианства. Его история насчитывает не менее одиннадцати столетий.

Сентинский и Шоанинский храмы – наиболее известные и старинные представители византийского зодчества, были возведены недалеко от знаменитого Нижнеархызского городища. Примечательно, что, несмотря на небывалый возраст постройки, она выполняет свои функции и сейчас. Несколько раз в году здесь совершаются богослужения. Происходит это по особо великим христианским праздникам. Дорогу сюда не забывают и паломники, и туристы.

Однако, православная составляющая храма не дает покоя некоторым антагонистически настроенным местным лжепатриотам. К ним относится и руководство «Конгресса карачаевского народа», которое безуспешно пытается уже который год говорить от имени всего карачаевского народа. С подачи председателя этой организации К. Халкечева попытки извратить факты происходят регулярно. Ему же и принадлежит идея пересмотра истории становления Шаонинского храма.

Хасан-хаджи Семенов, заместитель муфтия Карачаево-Черкесии:

«Мы узнали об все этом из соцсетей. Наше Духовное управление к этому инциденту никакого отношения не имеет. Мы живем мирно. Всегда поддерживаем теплые отношения с православными христианами. Вот эти организации типа Конгресса карачаевского народа – независимые от нас организации, и нас в известность о своих действиях не ставят. Наше Духовное управление всегда мирно сосуществует со всеми конфессиями в нашей республики, и мы всегда поддерживаем мирные, добрые, соседские отношения. Сложно сказать, какие именно цели они преследуют. С нами никто не консультировался, ни о чем не спрашивал, но по факту, наше отношение к инциденту – отрицательное. Это вносит разлад в нашу жизнь».

Доводы Конгресса карачаевского народа, просто несостоятельны ни с исторической, ни с религиоведческой точки зрения. Но просто ли это бытовая безграмотность? По большому счету ситуация вокруг Шаонинского храма не что иное, как обыкновенный политический пиар. Не будь храма, нашлись бы те или иные важные для народов Северного Кавказа символы, единицы культурного кода. А дальше – дело техники: тиражирование, обсуждение в соцсетях, отклики «задетых за живое» деятелей национальных и религиозных организаций. Но самое страшное в том, что подобные прецеденты способствуют разжиганию межнациональной и межконфессиональной розни. Они подстрекают, провоцируют население на активные противоправные действия.

Авдеев Евгений, доцент кафедры философии СКФУ:

«Заявления, касающиеся исторических событий, религиозных и культурных ценностей того или иного народа, зачастую имеющие конфликтный характер — тема для региона, к сожалению, не новая. «Война историй» с большей или меньшей интенсивностью идет на Северном Кавказе в течение всего постсоветского периода, являясь одним из инструментов борьбы элит за власть и влияние в регионе, привлечение внимания и дополнительных преференций от федерального центра. В преддверии думских выборов резонанс и значение подобных заявлений, разумеется, возрастает».

Остается вопрос: кому и зачем нужно искусственно раскачивать религиозную повестку на Северном Кавказе? Конечно, в первую очередь тем, кому необходимо набирать очки, доказывать значимость своих НКО, поскольку реальных дел, помощи своим землякам в их портфолио катастрофически мало. Федеральные выборы же выступают благоприятной средой и накал политической борьбы на их фоне закономерно растет. Хочется лишь отметить, что трактовать историю, к сожалению, может кто угодно и как угодно – этим у нас любят заниматься самые широкие круги. Но вот за призывы к массовым беспорядкам, выходу людей на улицы придется кому-то отвечать. И это работа уже не экспертов, а правоохранительных органов.

Несостыковка авторов петиции еще и в том, что они пишут ее, якобы, от имени «возмущенного народа Карачаево-Черкесии». А что же пишет сам народ? Вот несколько цитат из комментариев по этому поводу (орфография и пунктуация сохранены):

Альвиан Тхелидзе: «Я с ужасом вспоминаю девяностые годы. Когда определённые антироссийские силы пытались учредить «Кавказский халифат», а представительства «Ичкерии» были открыты в некоторых «дружественных» нам странах.

Вот, и нынешние представители «Конгресса» пытаются ослабить Россию, стравив христианские и мусульманские народы Кавказа. Для этого они делают усилия по запрещению христианских богослужений.

В своём обращении авторы текста прямо угрожают Патриарху силовым воздействием на ситуацию: «И именно это мы и собираемся сделать, установив народный контроль из добровольцев над древними аланскими храмами». Т.е. будет собрана некая неподконтрольная силовым структурам ячейка из крепких молодчиков, которая будет осуществлять «народный контроль», а по сути силовым путём препятствовать совершению христианских богослужений. А как на это отреагирует трёхтысячная осетинская община?»

Александр Ленских: «А какое отношения гражданин Турции имеет к храмам Русской Православной Церкви. И тем более какое отношения мусульмане имеют к нашим храмам, я же не прихожу в мечеть и не говорю у вас месяц неправильно повернут, я уважаю их религию почему они говорят какие кресты должны быть на моей Церкви и в какую церковь я могу ходить а в какую не могу. Османской Империи ужё давно нет, а они забыть всё не могут».

Артем Габорян: Ситуация с древними христианскими храмами в КЧР не имеет ничего общего ни с религией, ни даже с какими-то межэтническими проблемами. И «гневное негодование» Конгресса карачаевского народа, как бы недоумевающего, а почему, собственно, «в памятниках архитектуры и истории» проводятся службы – не более чем начало очередного избирательного (читай – выборного) цикла. Выборы, господа! Не просто – скоро, а вот уже, начались практически… И не просто какие-нибудь, поселковые. Нет, самые масштабные – выборы депутатов ГосДумы России. И поэтому действия, заявления и «праведное возмущение» некоторых «отдельных общественно-политических сил» нужно рассматривать не как заботу об исторической правде, традициях и устоях, а просто как один из элементов предвыборной политической агитации. Как-то – «затравочный СКАНДАЛ». Что может быть лучше, эффективнее и, главное, проще для привлечения внимания?

А самое мерзкое – играют эти люди на том, что реально задевает, что больно. На то, что глубоко внутри… На что никакой нормальный человек не среагировать не сможет… Потом – да, разберется, поймет, что это – не правда, а замануха… Но это потом. А сейчас – вот оно – рейтинги, репосты, комменты, лайки (прости господи!). Накручивание и без того не самой спокойной ситуации.

AnagnostGIV: Ну во первых! Я не уверен, что кипиш поднимают старейшины. Это с их стороны криндж! Во вторых, кто нибудь видел эти храмы? Это явно христианские храмы по своей архитектуре! Окей. Если храмы пренадлежат кому ли бо из местных народов, то почему же эти народы в них не ходят? Почему народы их не востанавливают? И ещё. Не думаю, что люди которые выступают против богослужений имеют в своей душе Бога. Настоящий верующий человек не станет пряпятствовать людям общаться с Творцом.

Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930